Лучше неидеально, чем так. Где кроется опасность перфекционизма?
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMS8yMDI1MDgyMS1nYWYtdTM5LTI3My5qcGc.webp?w=1920)
Современный мир с его бешеным ритмом диктует новые правила, где ценятся скорость, гибкость и честность. На смену глянцевым образам приходит тренд на «настоящность» — искреннюю коммуникацию от человека к человеку.
В этих условиях главным барьером на пути к успеху и построению доверия становится навязчивое стремление к идеалу. Перфекционизм, долгое время считавшийся синонимом высочайшего качества, сегодня все чаще оборачивается ловушкой, мешающей адаптироваться как в бизнесе, так и в жизни.
Суть проблемы заключается в убеждении, что идеал может и должен быть достигнут, а несовершенный результат не имеет права на существование. Психологические исследования, в частности модель Хьюитта и Флетта, раскрывают более сложную картину, выделяя три типа дезадаптивного перфекционизма:
Я-адресованный перфекционизм проявляется в изнурительной требовательности к себе, парализующей реальные действия;
Адресованный другим выражается в завышенных ожиданиях от команды, что создает токсичную атмосферу и подавляет инициативу;
Социально предписанный перфекционизм, основанный на убеждении, что окружающие ждут безупречности, заставляет человека игнорировать конструктивную критику или обратную связь, боясь любого неидеального результата. Именно эти черты мешают бизнесу быстро реагировать на изменения рынка.
Ярче всего это противоречие видно в маркетинге и разработке продуктов. Пока перфекционист-лидер на основе я-адресованных стандартов месяцами шлифует до мифического идеала свое программное обеспечение, его более гибкие конкуренты выпускают минимально жизнеспособный продукт (MVP). Они собирают отзывы реальных пользователей, быстро улучшают решение и завоевывают рынок.
В итоге идеальный продукт рискует опоздать и потерять свою актуальность. Та же история в контент-маркетинге: социально предписанный перфекционизм заставляет бренд неделями создавать рекламный ролик, стремясь соответствовать вымышленным ожиданиям. В это время более человечные конкуренты ежедневно выходят в эфир, показывают закулисье своего бренда и честно делятся историей. Их аудитория растет, потому что чувствует настоящую связь, а не сталкивается с бездушной идеальной картинкой, которая отталкивает недостижимостью.
Почему же перфекционистам так невыносимо тяжело дается адаптация? Корень проблемы кроется в их негибкости, которая основана на базовой установке: «Никто, кроме меня, не знает, как надо».
В их картине мира нет места полутонам, экспериментам и тем более ошибкам. Эта система принципов становится клеткой, которая не позволяет повернуться навстречу переменам. Здоровое же стремление к качеству позволяет находить баланс между высокими стандартами и практической целесообразностью.
Проверьте свой уровень перфекционизма, ответив да или нет на следующие вопросы:
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMS8yMDI1MDcyNC1nYWYtdTA4LTAxMi5qcGc.webp?w=1920)
Часто откладываете начало сложных задач из-за страха не сделать их идеально? Вам сложно делегировать задачи, поскольку вы уверены, что другие выполняют их хуже? Критика, даже конструктивная, надолго выбивает вас из колеи и заставляет сомневаться в себе? Почти всегда чувствуете, что окружающие ожидают от вас безупречности?
Если вы ответили да на большинство вопросов, у вас могут быть ярко выраженные черты перфекционизма, которые мешают гибкости и продуктивности. Если да прозвучало лишь в двух случаях, то перфекционизм носит здоровый мотивирующий характер. При всех ответах нет налицо обладание высокой адаптивностью и отсутствие склонности зацикливаться на недостижимых идеалах.
Автор статьи: Кадрия Бережная, стратегический маркетолог, директор по маркетингу ООО «Вместе.ПРО»