«За ручку, пошли». История любви Бондарчука и Скобцевой как главный советский роман
:format(webp)/aW1hZ2VzL2FydGljbGVzL2NvdmVyL2Y3MWViNWM1LWMwMzEtNDdhYi05MjlmLWFkMTU3MjQ0NmQxNi9SSUFOXzYzOTQwLkxSLnJ1LmpwZw.webp?w=1920)
Народная артистка РСФСР Ирина Скобцева умерла 20 октября в возрасте 93 лет. Она сыграла десятки ролей, но в памяти многих останется как создательница главного советского романа. Ведь за историей их любви с Сергеем Бондарчуком наблюдали не меньше, чем за премьерами фильмов.
Свадьба после венчания
Так получилось, что актерский дебют Скобцевой совпал с началом романа с Бондарчуком. Режиссер Сергей Юткевич, работавший над экранизацией трагедии Шекспира «Отелло», пригласил ее на роль Дездемоны в 1955 году. Отелло играл Сергей Бондарчук.
:format(webp)/dXBsb2Fkcy9hcnRpY2xlX2ltYWdlcy8yMDIwLzEwLzc3MTk0X2M2ZGQ5ZGY3M2FiZjNkM2Q0NTk0NTUxYWY5NGNmODdhLnBuZw.webp?w=1920)
В момент съемок Бондарчук был женат вторым браком на актрисе Инне Макаровой. Скобцева уже тоже была замужем. Ее первый супруг, журналист Алексей Аджубей, ушел от нее к Раде Хрущевой.
По легенде, которая подкрепляется воспоминаниями самих актеров, уже закончив «Отелло», Юткевич вдруг решил доснять сцену венчания главных героев. Но случилась оплошность: главных героев обвенчали на самом деле.
«То ли ксендза не предупредили, что это будет съемка, то ли наши это подстроили, но он начал нас венчать и обвенчал по всем правилам. А когда мы выскочили, Бондарчук мне сказал: „Ну, Скобцева, теперь ты от меня не отвертишься!“» — вспоминала Ирина Скобцева (цитата по книге «Сергей Бондарчук. Лента жизни»).
Хотя история с «Отелло» невероятно красивая, на самом деле Скобцева и Бондарчук познакомились за полтора года до съемок. Как рассказала актриса в эфире программы «Судьба человека» на «России 1», знакомство произошло на остановке троллейбуса у студии Горького. И прямо с этого момента у обоих от любви «мозги поехали».
Бондарчук развелся с Иной Макаровой только в 1959 году: четыре года его стыдили на партийных собраниях и у руководства, угрожали. Макарова стала получать анонимные письма. С тех пор Скобцеву стали называть «разлучницей», хотя именно Макарова решилась на развод.
Бывшей супруге актер оставил квартиру и переехал к Скобцевой и ее родителям.
Семейный быт
В том же 1959 году Бондарчук и Скобцева официально поженились. Считается, что именно она разглядела в супруге режиссерский талант. И совершенно точно, что она смогла создать в их доме творческую атмосферу, проявив чудеса самопожертвования. Скобцева отказывалась от собственных гастролей, если была нужна мужу в Москве.
«Наш дом — это обычный московский хлебосольный дом, двери были открыты для всех, всегда пеклись пироги… Большая семья: папа, мама, бабушка. Бондарчук много работал дома: писал сценарии. В период „Судьбы человека“ все ему помогали: кто-то резал, кто-то клеил, а кто-то еду готовил на всю честную компанию, мама день и ночь печатала», — рассказывала Скобцева в интервью «Коммерсанту».
Мать Скобцевой Юлия рассказывала, что они между собой называли пару «за ручку». Когда Бондарчук опаздывал, он торопил жену: «За ручку, пошли».
Но нельзя сказать, что Скобцева пожертвовала карьерой ради мужа. Как она разглядела в нем режиссера, так и он увидел в ней характерную актрису. Как итог, в фильмографии Скобцевой такие роли, как Элен Курагина в «Войне и мире», Мария в «Ватерлоо», военврач в «Они сражались за Родину». За это их обоих не раз критиковали в семейственности.
У Скобцевой и Бондарчука двое детей — Елена (ее в семье называли Аленой) и Федор. Знаменитая чета называла их «детьми „Войны и мира“». Дело в том, что Алена родилась прямо перед съемками первой серии, а Федор — когда супруги работали над шестой.
Через 20 лет вся семья собралась на экране уже полным составом в картине «Борис Годунов». Главную роль исполнил Бондарчук-старший, Скобцеву зрители увидели в образе хозяйки корчмы, а Федор и Алена сыграли царевича и царевну.
:format(webp)/dXBsb2Fkcy9hcnRpY2xlX2ltYWdlcy8yMDIwLzEwLzc3MTk3Xzc3NzE0NC5qcGc.webp?w=1920)
Служение мужу
Скобцева рассказывала, что в самом начале отношений будущий супруг поставил ей два условия: не мешать и не расставаться. Поэтому она не смогла остановить Сергея Бондарчука от работы над «Тихим Доном», даже когда ему диагностировали рак легких. Фильм он снять не успел: Сергей Бондарчук умер в 1994 году.
Уже став вдовой, Скобцева хранила его рисунки, сценарии, записи. Как-то она показала на телевидении икону, которую Бондарчук написал еще в 1960-х годах.