Работу губернаторов начнут оценивать по 15 критериям. Насколько это будет эффективно?

Владимир Путин подписал указ об оценке эффективности работы губернаторов. Глав регионов будут оценивать по 15 критериям. Среди них доверие населения к власти и количество бедных жителей. Опрошенные «360» политологи и экс-губернаторы уверены — критерии необходимы, хотя не все смогут им соответствовать.

Указ об утверждении оценки эффективности работы глав регионов и органов исполнительной власти опубликован на официальном портале правовой информации. Документ содержит 15 критериев, по которым будут оценивать работу местных властей.

Это уровень доверия к власти, реальной зарплаты, бедности, доступности жилья и образования. Объем инвестиций, производительность труда в несырьевых секторах, количество высокопроизводительных мест во внебюджетном секторе, а также число занятых в сфере малого и среднего предпринимательства и количество индивидуальных предпринимателей.

Среди критериев естественный прирост населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении и число улучшивших жилищные условия семей. И, наконец, количество населенных пунктов региона с благоприятной городской средой, качество окружающей среды и доля автомобильных дорог, соответствующих установленным для них нормативам.

В зависимости от уровня реализации этих критериев между регионами будут распределять гранты. К 1 июня администрация президента должна разработать методику расчета. А к 1 июля — форму отчетности губернаторов и правила распределения грантов.

Кроме того, до 1 марта администрация будет предоставлять президенту доклад об уровне доверия к власти в регионах. По остальным показателям отчитаться придется правительству в срок до 1 мая.

Оздоровление климата в стране

Президент Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный пояснил «360», вопрос оценки эффективности губернаторской работы назрел давно. Подведение итогов, результатов необходимо в любом деле, в том числе в работе должностных лиц.

«Я приветствую предпринимаемые меры, которые позволят добиться не только сравнимости результатов работы высших должностных лиц нашей страны, но и станут понятным для населения показателем их работы», — добавил Подлесный.

А это, по его мнению, тоже очень важно. Иногда кадровые перестановки воспринимаются населением сквозь призму недоверия: «убрали — проворовался», «перевели — у него связи», хотя это может быть совсем не так. А после публикации понятной методики и схемы оценки, после ежегодных отчетов о работе губернаторов часть домыслов уйдет в прошлое.

«В том числе не будет наездов на власть, что „все коррумпировано и продано“. Это станет большим плюсом для оздоровления общего климата в стране, восстановления доверия и общественного договора между властью и обществом», — сообщил Подлесный.

Не в деньгах счастье

При этом размер бюджета, сообщил политолог, не будет существенно влиять на выполнение критериев. Живой пример — Москва с ее огромным бюджетом, еще не так давно забитая киосками, завешанная рекламой и полная криминальных элементов. Есть и другие субъекты, где бюджеты солидные, а положение дел неважное.

«Напрямую это не коррелируется — что если бюджет огромный, то в регионе все хорошо. Главное же, насколько эффективно его расходовать. Чтобы люди видели и понимали, на что уходят деньги», — заявил Подлесный.

Точно так же уровень доверия к федеральным структурам власти и должностным лицам напрямую не влияет на степень поддержки регионального правительства. Политолог отметил, что губернатора будут судить не по одному какому-то индикатору, а по сумме всех критериев. Поэтому в целом получится объективный и понятный жителям показатель работы главы региона.  

«Самый важный и показательный критерий, который официально не прописан, — это мир, спокойствие и благополучие в регионе», — заключил он.

Для кого-то вечер перестал быть томным

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин сообщил «360», что в целом ничего нового в появлении критериев оценки эффективности нет. Такие показатели существуют давно, просто сейчас они стали официальными, утвержденными указом президента.

«Как говорили в одном кинофильме, „вечер перестает быть томным“ для нашего регионального начальства. Теперь есть четкие обоснования для определения эффективности работы глав регионов. И они могут посмотреть на себя глазами федерального центра, оценив себя по этим критериям», — добавил Мухин.

И если губернатор поймет, что не соответствует оценкам, то сможет самостоятельно уйти в отставку, не дожидаясь перестановок президента. Политолог не исключил, что если раньше самостоятельно в отставку уходили немногие главы, то теперь их может стать больше.

Причин, по которым соответствовать критериям будет непросто, считает Мухин, две: объективные, например, недостаточность бюджета, и субъективные. Основной вопрос — неэффективное расходование средств — должен находиться под жестким контролем, а возможность для коррупции должна быть нулевой.

«Самый важный критерий — самочувствие населения региона, социальный и экономический статусы. И президент не раз об этом говорил», — подытожил Мухин.

Связь с майскими указами

Бывший губернатор Омской области Леонид Полежаев подтвердил «360», что критерии оценки эффективности управления регионами применяются давно. Ими активно пользуются министерства экономического и регионального развития. А вместо грантов за выполнение показателей выдавали премии.

«Омская область в 2011 году заняла в таком рейтинге пятое место. И получила премию 116 миллионов рублей на социально-экономические программы», — добавил экс-губернатор.

И то, что сейчас показатель эффективности управления выразили в 15 четких критериях, Полежаев счел абсолютно правильным. Потому что оценочные рамки стали определенными и совпали с целевыми показателями майских указов президента. И без реализации губернаторских критериев выполнить майские указы не получится.

«Очень верное, своевременное, грамотное и четкое решение. Давно нужно было это сделать. Очень нужная мера, особенно сейчас, когда во многих регионах непростая экономическая ситуация», — сказал он.

Доверие населения к федеральной и местной власти, убежден Полежаев, будет напрямую зависеть от выполнения остальных 14 критериев. То есть, по его мнению, сам по себе этот параметр не существует, а является «композитом исполнения всех остальных».

«Выполнение 14 остальных — такое-то. А на их основании — вот вам оценка доверия населения власти», — заявил экс-глава Омской области.

Один за всех

По мнению экс-главы Забайкалья Константина Ильковского, должны существовать какие-то критерии оценки. Но в то же время сложилась ситуация, когда губернатор отвечает абсолютно за все. И по выполнению или невыполнению одного из критериев не всегда можно оценить губернаторскую работу.

«На работу губернатора многое влияет. И политические составляющие — поддержка партий и так далее. Я за то, чтобы критерии были, но могли меняться в зависимости от времени, потребностей, запросов», — сказал он.

К тому же тот же уровень бедности и прочие социально-экономические показатели часто зависят от размера регионального бюджета. Исторически сложившуюся в регионе неблагоприятную ситуацию сложно изменить даже не за один, а за два губернаторских срока. Поэтому Ильковский не исключил, что к отчетному сроку часть губернаторов может не соответствовать предъявляемым к главам требованиям.

К примеру, довольно сложно будет добиваться высоких результатов в части большой доли городов с благоприятной городской средой. Ведь речь идет не только о безбарьерной среде и благоустройстве. Но и о доступности мест в детских садах, отсутствии второй смены в школах, городской экологии и так далее.

Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте