Гнев православных. Правда ли крест Покраса Лампаса оскорбляет чувства верующих
«Супрематического креста» Покраса Лампаса в Екатеринбурге не будет. К такому решению пришли власти, организаторы фестиваля «Стенограффия» и православные активисты. Сам художник отложил восстановление граффити на неопределенный срок из-за православных активистов. Они не хотят, чтобы крест «топтали ногами», и называют его оскорбительным. Так ли это?
Еще несколько недель назад все были уверены, что ошибка екатеринбургских коммунальщиков в скором времени будет исправлена — Покрас Лампас обещал приехать 26 августа, чтобы восстановить часть «Супрематического креста». Кусок граффити пытались закатать в асфальт на следующий же день после фестиваля «Стенограффия», в рамках которого художник сделал свое панно.
Но многострадальным граффити, видимо, не суждено быть восстановленными. Православные активисты устроили акцию протеста на площади Первой Пятилетки, где и был нарисован крест. И 26 августа организаторы фестиваля решили, что работу восстанавливать не будут, сообщило Ura.ru.
«Нам не принципиально восстановление объекта в первозданном виде. Для нас крест не является сакральным, мы не православные. Предлагаем рассмотреть компромиссный вариант: незначительно изменить работу, чтобы не было изображения креста», — сказал сооснователь «Стенограффии» Андрей Колоколов.
Попрание священного символа
Как сообщает сайт Е1.ru, активисты во главе с представительницей Музея святости, исповедничества и подвижничества Оксаной Ивановой вышли на улицы, чтобы выразить свою позицию относительно использования образа креста.
Православные даже устроили собственный перформанс: люди выстроились в линию в футболках с надписями. Они построили фразу «Крест — символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь».
Не обошлось без угроз. Один из участников протеста сказал, что готов даже сесть в тюрьму, чтобы граффити исчезли с площади. «Или я могу тоже устроить один арт-объект: я измажу [площадь] кровищей вот этих вот индейцев-сатанистов, здесь такой будет „арт-объект“. Прозвенит на всю Россию!» — сказал он. Его речь попала на видео.
Другой возмущенный житель Екатеринбурга тоже отреагировал бурно, желая отстоять «Уралмаш», но никому не угрожал. «Ты будоражишь умы этого района. Здесь все нормально жили, здесь дети смотрят салют, а ты тут черноту свою развел. Я что, своих детей в эту черноту должен вести? Напиши по-русски, что ты хочешь выразить. Что ты эти иероглифы здесь нарисовал?» — сказал он, обращаясь к представителю фестиваля «Стенограффия».
«Назолотили крестов»
Богослов Денис Батарчук рассказал «360» о причинах недовольства православных активистов Екатеринбурга. «У креста много значений есть, но я так понимаю, что изначально люди воспринимают его как крест Христов, поэтому он имеет непосредственное отношение к христианству», — сказал он.
В традиции отделки храмов и церквей крест может встречаться в напольных мозаиках. По словам Дениса Батарчука, крест с граффити в Екатеринбурге не является каноническим — в православии принято изображение восьмиконечного креста, а четырехконечный крест характерен для католичества. Тем не менее богослов согласен с тем, что попрание ногами любого изображения креста может казаться предосудительным верующим людям. «Дело не в том, сколько концов у креста, а в том, что он ассоциируется с тем самым крестом, на котором распяли Христа», — объяснил он.
Денис Батарчук добавил, что сегодня очевидным стал переизбыток православной символики. По его мнению, существует очень много изображений крестов и других символов, относящихся к православию, которые использованы безрассудно и неуместно. Богослов призвал к более обдуманным поступкам.
«Извините, но куда ни глянь — везде религиозные символы, которые хочешь не хочешь, а можешь без всякого на то желания либо оскорбить, либо попрать. Давайте вспомним замечательного нашего поэта и музыканта Бориса Гребенщикова, который в свое время пел: „Назолотили крестов, навтыкали где ни попадя“. Это про нас», — заключил Батарчук.
В то же время священник и доцент Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук Андрей Постернак считает, что работа Покраса Лампаса к религии никакого отношения не имеет. «Все знают, кто этот крест создал, все должны восхищаться, анализировать этот объект. А церковное искусство всегда безличностно, потому что оно в первую очередь устремлено к Богу», — считает он.
Хотя Постернак также не отрицает вероятность того, что сама мысль об изображении креста на земле, где его могут попирать ногами, может казаться верующим людям неприемлемой.
Ответ художника
Сам Покрас Лампас рассказал о конфликте с православными активистами Теlеgrаm-каналу «Расстрига». Он не считает, что в сложившейся ситуации есть чья-то вина, но до общественности, по его словам, была неверно донесена концепция граффити.
«Было подано так, что это желание создать крест, который попирают ногами. И очень многие из-за этого оскорбились. При том, что изначально цель проекта заключалась в том, чтобы рассказать о современном искусстве, об истории города и „Уралмаша“, о том, что эта форма площади там была исторически. И с моей стороны художественная часть только восстанавливала эту форму, а не привносила туда что-то от себя», — подчеркнул художник.
Покрас Лампас выразил надежду на то, что организаторы фестиваля «Стенограффия» сумеют договориться с православной общественностью, потому что рисунок имеет отношение к истории города, которую, собственно, художник и хотел оживить в памяти людей. Он допустил, что работу можно будет исправить, но делать это без его согласия и участия было бы некорректно.