Дом на проезжей части. Москвичи просят перенести участок Юго‐Восточной хорды
Жители Грайвороновской улицы московского района Текстильщики выступают против строительства участка Юго-Восточной хорды, которая пройдет буквально в нескольких метрах от их подъездов. Дорога представляет собой шестиполосную магистраль с двумя дополнительными полосами. Одной из проблем станет вырубка деревьев во дворах и ликвидация детских площадок. Но больше жители боятся, что стройка приведет к тому, что фундамент их домов поплывет, а стены треснут. Что предлагают местные жители и насколько важна эта дорога для города — разобрался «360».
Дорога к дому
По планам хорда ляжет на Грайвороновскую улицу и протянется до улицы Люблинской и Волгоградского проспекта. Еще до Люблинской улицы она перейдет в эстакаду. Так получается по планам и «красным линиям», которые проведены на генплане Москвы.
Как рассказал «360» участник инициативной группы жителей Грайвороновской улицы Евгений, эти «красные линии», по которым планируется построить хорду, провели еще в 1972 году. За прошедшее время ситуация в районе несколько изменилась: увеличилось число автомобилей и количество жителей.
«Я думаю, что если в 1972 году планировалась одна полоса в одну сторону, другая в другую, то сейчас шесть с дополнительными двумя полосами. У нас детский сад, который в 60 метрах от предполагаемой дороги. Это кратчайшее расстояние между точкой, „а“ и точкой „б“. Но, к сожалению, в этом кратчайшем расстоянии живут жители. Порядка двух тысяч человек в пяти домах», — рассказал он.
По словам Евгения, из-за хорды под снос попадут одна спортивная и пять детских площадок. Кроме того, планируется вырубка 150−200 деревьев. Согласно документации, шестиполосная дорога пройдет на расстоянии 18−25 метров от домов. В префектуре жителям обещают установить шумозащитные экраны и заменить окна на пластиковые.
«Компенсационное озеленение планируется в Марьине. Нам обещают детские площадки, но люди, выходя из подъезда, будут упираться в забор или в дорогу», — пояснил Евгений.
При этом он отметил, что строительство хорды, которая переходит в эстакаду, планируется на месте, где когда-то протекала река Нищенка. Сейчас она скрыта землей.
«Те, кто рисовал проект, считают, что она гораздо дальше. Но тут растут молодые деревья, которые высаживали, когда ее закапывали. И плюс те, кто живут здесь давно, говорят об этом», — рассказал Евгений.
Жители боятся, что при возведении эстакады здесь образуется провал земли, а река изменит свое течение и начнет подмывать фундамент. Провалы грунта в этом районе действительно бывают регулярно. Летом один из них образовался около забора, отделяющего двор от промышленной зоны.
В конце января Грайвороновский проезд, который находится рядом, стал головной болью для экстренных служб Москвы. Из-за строительства тоннеля метро в стене здания, рядом с которым велись работы, появилась трещина. В жилом доме напротив него оказался поврежден фундамент. Рабочие достаточно быстро все исправили. Но вся ситуация в очередной раз заставила местных жителей задуматься о том, насколько опасно вести дорожно-строительные работы в их районе.
На самой Грайвороновской улице, во дворе, из-за провала грунта перекосило детскую площадку.
Евгений объяснил, что сейчас проект проходит общественные слушания. Местные жители выступают против появления многополосной дороги перед домами.
В качестве альтернативы они даже подготовили собственный план. Жители просят перенести хорду на территорию промышленной зоны и перенаправить ее от пересечения с Волгоградским проспектом вдоль Курского направления железной дороги.
Это первоначальный вариант строительства Юго-Восточной хорды.
А вот как предлагают изменить проект местные жители.
Предложение они направили в префектуру Юго-Восточного административного округа Москвы. Там им пообещали, что передадут его в управление столичной мэрии.
«Мы сейчас действуем официальными способами: через префектуру, через управу, через депутатов. Независимую экспертизу будем проводить, если не получится хорду передвинуть», — подытожил Евгений.
В префектуре Юго-Восточного административного округа подтвердили, что слушания с местными жителями по строительству участка хорды все еще продолжаются. Но на вопрос о судьбе предлагаемого проекта и переносе дороги ответить не смогли и переадресовали его в Москомархитектуру.
В это же ведомство «360» перенаправили в пресс-службе Государственного автономного учреждения «Институт Генплана Москвы».
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы, куда входит Комитет по архитектуре и градостроительству, на запрос «360» на момент публикации материала не ответил.
По предварительным данным, строительство участка Юго-Восточной хорды от Грайвороновской улицы до улицы Полбина и от Полбина до Курьяновского бульвара пройдет с 2020 по 2022 год.
Хаотичная застройка
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков в беседе с «360» пояснил, что любая магистраль, которую строят в черте города, будет проблемной. Причина в радиальном принципе устройства столицы и хаотичной застройке.
«Все, что расположено между Волгоградским проспектом и между Каширским шоссе — это примерно 12% городской площади, там еще Москва-река течет. И там с дорогами всегда была проблема. И когда застраивали, вообще никто никогда не думал, что здесь будут проходить какие-то магистральные дороги», — отметил он.
Сейчас, чтобы проехать из одной точки города в другую, даже если они находятся не так далеко друг от друга, приходится преодолевать расстояние в два, а то и три раза больше, чем необходимо, отметил Максим Кадаков.
«Попасть с Волгоградского проспекта на Каширское шоссе можно тремя путями: по МКАД, по мосту в Марьино или по Третьему транспортному кольцу, по проспекту Андропова. Ни в одном городе мира нет такого: чтобы пересечь реку в черте города, нужно проехать 10 километров», — пояснил он.
По его экспертному мнению, любое строительство такой магистрали ставит перед городскими властями три проблемы: дорога должна быть прямой, нужно решить вопрос экологии и проблему с существующей застройкой. В случае, если автотранспортная дорога проходит около железной, там государственные структуры с большими проблемами еще могут договориться, но если затронут жилой фонд, то это большая беда.
«Когда строили Северо-Восточную хорду около Щелковского шоссе, там ее построили вдоль зеленой зоны, там исторически застройки не было. Ее проложили вдоль железной дороги. Там менее проблемная вещь, а здесь более проблемная вещь, и как из этой ситуации будут выходить, я не знаю», — подчеркнул он.
Автоэксперт Алексей Хресин пояснил «360», что власти вряд ли пойдут на перенос дороги. В качестве примера он привел строительство эстакады около гостиницы «Космос», когда власти за свой счет поставили жителям шумозащитные экраны и пластиковые окна.
«Для транспортной инфраструктуры относительно вот этого района вещь это небесполезная», — оценил он появление участка хорды.
При этом он рассказал, что при прошлом правительстве Москвы жители Балаклавского проезда остались без участка, который связывал бы Варшавское и Каширское шоссе. В Генплан этот участок дороги внесли еще в 1973 году. Но тогда бывший мэр Москвы Юрий Лужков возвел здесь торговый центр «Дирижабль». «И нынешние строители теперь мучаются и пытаются все это обойти», — подытожил эксперт.