Дамское дело. Как женский протест стал силой, с которой считаются в Белоруссии и по всему миру
Женские колонны стали узнаваемой чертой протестов в Белоруссии. Они выходят на улицы, создают живые цепи и дают отпор омоновцам. Причем все больше женщин по всему миру организовывают массовые акции и борются за политические права. «360» разбирался в феномене женских протестов и их успехе.
Женское лицо протестов в Белоруссии
Оппозиционные женские акции в Белоруссии начались 12 августа и продолжаются до сих пор. С самого начала протестов женщины наравне с мужчинами выходили на улицу. Их точно так же задерживали, сажали в автозаки и увозили. Все началось с того момента, как Светлану Тихановскую допустили до выборов. Ей на помощь тут же пришли избирательные штабы Цепкало и Бабарико.
На четвертый день волнений в Минске и других городах родилась новая форма протестов. Женщины разных возрастов и профессий, нарядившись в белое, образовывали живые цепи. Многие из них держали в руках цветы. Так женщины выражали протест полицейскому насилию. На таких акциях тоже происходили задержания, но в меньших количествах и менее резкой форме. В большинстве случаев женским колоннам удавалось прорывать оцепление ОМОН.
28 августа подобная акция прошла на площади Победы в Минске. Собравшиеся заняли тротуары с нескольких сторон площади Победы и скандировали лозунги. За этим наблюдали омоновцы, неподалеку стояли автозаки и машины милиции. Митингующих просили разойтись, но активных насильственных действий со стороны правоохранительных органов замечено не было.
По словам политолога Екатерины Шульман, публичные гражданские акции с участием женщин содержат значимый символический элемент. Такой протест маркируется как мирный, очевидно ненасильственный и нравственно оправданный. Он создает хорошую картинку, что в современном информационном мире очень важно.
Женский состав участников акции априори вызывает симпатию, в то время как мужчины могут выглядеть пугающе даже при мирном митинге. Про них могут сказать: «Сегодня они мирные, а завтра будут громить улицы». Про женщин такое вряд ли скажут.
Еще одно преимущество — это снижение, хоть и не исключение, применения насилия со стороны правоохранительных органов. Екатерина Шульман отмечает, что белорусский пример, к сожалению, показал, что женщин и девушек тоже бьют.
«Если насилие против женщины применяется, то это ставит применяющего в крайне невыгодную моральную позицию. Ему невозможно будет оправдаться», — подчеркнула собеседница «360».
В случае с избиением мужчины можно сказать, что он первый накинулся с заточкой или плевался в полицейского огнем. А если пострадала женщина, то это гораздо сложнее объяснить таким образом, чтобы общество отнеслось к применению насилия с сочувствием или хотя бы с пониманием.
Символ протеста из народа
Одна из самых известных участниц белорусских протестов — Нина Багинская. Это 73-летняя активистка, начавшая свою деятельность еще в 1988 году. За это время власти успели оштрафовать ее на 16 тысяч долларов и арестовали две дачи, которые выставили на продажу.
После того, как в 2017 году прошли многочисленные аресты участников Дня Воли, она выходила на улицу каждый день с плакатом «Свободу народу!».
Она отказывается от помощи и считает, что выплата штрафов — это ее крест, который она должна нести сама.
На последних протестах о ней вновь заговорили после того, как завирусилось видео, где Багинская идет с бело-красным флагом в руках. Омоновцы пытаются ей перегородить путь, но Багинская говорит, что гуляет. После этого она следует дальше, а один из омоновцев помогает ей спуститься по лестнице.
Методы женских протестов
Политолог Екатерина Шульман отметила, что, по данным социологических наблюдений, последние пять лет доля женщин на демонстрациях, протестах, пикетах, митингах и маршах возрастает. Это отчасти может быть связано с тем, что значительную роль в активизме стали играть общественные организации и правозащитные структуры. В организационной и социальной работе женщин большинство, поэтому протест с участием структур НКО и правозащитных союзов помощи, скорее, будет женским.
Еще важно отметить, что создание и поддержание социальных связей считается традиционно женским делом, что тоже помогает в организации и кооперации митингов. Эту мысль подтвердила участница протестов в Минске — 39-летняя Кристина Вязовская. Она рассказала Lеntа.ru, что их акции отличает особая скоординированность и мобильность.
«Мы собираемся небольшими группами, передвигаемся по городу, расходимся и потом сходимся снова в другом месте. Способность налаживать социальные связи — это то, чему женщин хорошо учат в нашей культуре», — сказала она.
Она объяснила, что акции в одном месте не длятся долго. Все равно есть угроза быть задержанными, поэтому женщины постоянно перемещаются с места на место.
Согласно докладу Организации объединенных наций, на протестах и массовых акциях женщинам удается брать на себя множество ролей — от организаторов до защитников. Они могут выступать живым щитом между протестующими мужчинами и полицией, а могут отвечать за наличие еды и воды во время сидячих забастовок. В докладе подчеркнули, что протесты с большей вероятностью останутся ненасильственными, если в них будут участвовать женщины.
«В культуре наших народов не [принято] поднимать руку на женщин. И технологи цветных революций предполагают, что женские акции протеста могут парализовать силовиков. И они не смогут нейтрализовать данные протестные акции», — объяснил политолог Владимир Шаповалов.
Эта мысль нашла отклик и в репортаже специального корреспондента «Коммерсанта» Андрея Колесникова. Он написал, что на женской акции от 29 августа очередное оцепление было прорвано криком: «Женщин бьют!». После этого омоновцы быстро расступились и стали оглядываться в поисках того, кто это сделал.
Помимо этого, дамы шумели и выдвигались на первый план, когда видели, как их снимают на видео сотрудники. Они демонстративно вставали перед камерами и рассказывали о различных случаях фальсификаций на выборах. После этого сотрудники от женщин быстро удалялись.
Еще одним способом борьбы Колесников назвал крик. Когда ОМОН все-таки схватил кого-то из журналистов, женщины начали кричать. В итоге им удалось спасти журналистов. Сами они тоже остались в целости и сохранности.
Другой классический метод — когда женщина в одиночку встает, садится или даже опускается на колени перед оцеплением. Такое наблюдалось и во время протестов Black Lives Matter, и на протестах в Белоруссии, и на Украине во время Майдана.
Женские протесты по всему миру
Женщины стали громко заявлять о себе с движения суфражисток. Они в течение 30 лет боролись за избирательные права и победили. Сейчас они выходят на протесты по разным причинам. Иногда это попытка отстоять собственные права: разрешение на проведение абортов, закон против домашнего насилия или борьба со «стеклянным потолком». В других случаях это борьба за политические права.
Благодаря глобальному феминистическому движению женщины становятся более видимыми. Раньше, когда речь шла о представлении какой-то позиции, на трибуне преимущественно находился мужчина. Теперь ситуация меняется. Женщины становятся спикерами, лицами и фронтменами различных движений.
Политолог Екатерина Шульман приводит в пример аргентинское движение женщин «Матери площади Мая», когда матери выходили на улицы с именами и портретами своих исчезнувших детей. Три лидера движения были убиты, но эта многолетняя акция значительно повлияла на трансформацию политического режима в Аргентине и на осуждение репрессивных практик военной диктатуры.
В США крупным толчком для протестов стало избрание Дональда Трампа на пост президента. В день его инаугурации прошла самая многочисленная однодневная акция протеста в истории США. Она называлась «Марш женщин» и с 2017-го проходит ежегодно. При этом на большинстве митингующих обязательно присутствует элемент одежды розового цвета. На протест американок сподвигли довольно резкие и сексистские высказывания Трампа. На акциях звучат лозунги о равноправии полов, речи о проблемах ЛГБТ и критика политики президента.
Женский марш 2017 года собрал 3,5-4,6 миллиона человек по всей стране, большинство из которых женщины. Это крупнейшая однодневная акция протеста в истории США.
В Мексике женщины организовали 9 марта национальную забастовку «День без нас», приуроченную к Международному женскому дню. В этот день они сидят дома и не выходят на работу, в магазины или улицы. Таким образом они подчеркивают свою жизненно важную роль в обществе. Толчком к протестам стал рост нападений и убийств по половому признаку. Убийство 25-летней Ингрид Эскамиллы и семилетней Фатимы Сесилии Олдригетт произошли с интервалом в 24 часа, а группы по защите прав женщин обвинили правительство в бездействии.
Впрочем, не все женские акции приводят к положительным изменениям и хорошо воспринимаются обществом. Пример тому — активистская группа FEMEN. Движение было основано на Украине в 2008 году в знак протеста против гендерного неравенства и таких проблем, как секс-туризм, бедность и патриархат. Первоначально участницы движения сосредоточились на правах украинских женщин, позже переехали в Париж и стали действовать глобально. Больше всего люди запомнили активисток как девушек, выбегающих на протесты топлесс. Их неоднократно критиковали за это.
В этом году, 8 марта, 40 членов группы собрались на площади в Париже, где зажгли дымовые шашки, скандировали лозунги и держали транспаранты. На некоторых было написано: «Остановите патриархальную пандемию». Девушки вновь были топлесс.
Одна из самых неприятных акций была проведена в 2014 году. Тогда участница FEMEN Яна Жданова в день Рождества обнажила грудь на площади Ватикана, закричала, что «Бог есть женщина», и вырвала статую младенца Иисуса с открытого вертепа. После этого девушку сначала арестовали, а потом освободили и приказали никогда больше не ступать в Ватикан.
Большую роль стали играть женщины из Азии. Они активно участвуют в политических протестах, несмотря на то, что находятся в уязвимом положении. Для них это шанс обратить внимание и на проблемы гендерного неравенства. Это также указывает на то, в каком критическом положении находится страна, когда на протест выходят даже те, кто наиболее уязвим. И это делает посыл гораздо более мощным.
В Судане 22-летняя Алаа Салах быстро стала символом национальных протестов, вызванных повышением цен на хлеб. Ее фото быстро разлетелось по социальным сетям. Белая ткань, накинутая на нее, стала символом свободы протестов, и женщины продолжали носить их на улицах.
По данным Al Jazeera, женщины составляли большинство протестующих на улицах и выполняли множество обязанностей — от организации сидячих забастовок до приготовления еды для других.
В Ливане женщины массово вышли протестовать против правительства Саада Харири после попытки ввести налог на WhatsApp в и без того тяжелой экономической ситуации. Почти половину протестующих составляли женщины. Тогда ливанскому народу удалось добиться отставки правительства Харири. При этом благодаря массовому присутствию женщин поднялся общенациональный разговор и о гендерных правах.
Отчет ООН также отмечает, что роль женщин на этих протестах была еще и в обеспечении того, чтобы протесты не переросли в насилие. Иногда они работали в качестве живого буфера между службами безопасности и демонстрантами.
В Индии женщины были одними из первых, кто выступил против закона премьер-министра Нарендры Моди о гражданстве, который исключает мусульман. Этот закон также мог привести к лишению гражданства миллионов мусульман. На акции протеста выходили и юристы, и активисты, и домохозяйки, и бабушки. Для многих это был первый раз, когда они участвовали в политической жизни вообще.
Раньше женщины в Пакистане в основном сосредотачивались на таких проблемах, как гендерное насилие, детские браки и «убийства чести». Сейчас они активно участвуют в демократических протестах. В 2019 году студентки университетов возглавили общенациональное движение за восстановление студенческих союзов, которое вынудило законодателей обсудить этот вопрос в парламенте.