Черный юмор: «Уральские пельмени» сделали неполиткорректный номер
Каннибализм, расизм и бандитизм — все эти черты якобы присущи африканцам. Во всяком случае, по мнению черной женщины, которую сыграл белый мужчина. Колумнист «360» размышляет о странном изгибе российского юмора в исполнении любимых многими «Уральских пельменей».
Этот коллектив эстрадных артистов известен любому поклоннику российского юмора — «Уральские пельмени» выступают уже четверть века. Как и подавляющее число успешных юмористов старше 30 лет, «пельмешки» начинали в КВН. Собранная в 1993 году команда на рубеже веков стала чемпионом Высшей лиги и чуть позже вышла за пределы игры.
Сейчас это полноценное «предприятие сатиры и юмора», зарабатывающее большие деньги на гастролях и телешоу. Тем удивительнее, что именно сейчас, в 2019 году, коллектив решился сделать номер, который неминуемо станет скандальным.
Гуталиновый юмор
Под раскаты смеха на сцену выходит актер Дмитрий Брекоткин с накладным животом, в темном гриме и черном курчавом парике — это «черная» версия няни Арины Родионовны. В течение всего номера «она» будет доказывать тому самому Пушкину (Сергей Исаев), что он на самом деле черный.
Кажется, «пельменям», всегда старавшимся держать определенную планку и не скатываться в вульгарный и похабный юмор, отказало чувство вкуса и такта. Национальный вопрос — один из самых тонких и коварных, особенно когда дело заходит о шутках. Бывают очень смешные анекдоты об армянском радио, бывают не менее смешные, но очень обидные байки о грузинах и чукчах. Бывает же юмор, который и не смешной, и оскорбительный.
Блэкфейс — карикатурное изображение чернокожих актерами других рас с помощью грима или банального гуталина — считается на Западе одним из самых оскорбительных проявлений расизма в массовой культуре.
Известная телеведущая Мегин Келли всего лишь заявила в эфире NBC, что на Хэллоуин можно накраситься чернокожим, и тут же потеряла работу. Грандиозный скандал разразился, когда были найдены старые фотографии загримированного темнокожим губернатора штата Виргиния Ральфа Нортхэма. Даже такие безобидные вещи, как туфли черного цвета и свитер Gucci с вырезом для губ, пришлось снять с продажи от греха подальше — они тоже напомнили активистам о традиции блэкфейса.
Когда читаешь такие новости, то кажется, что политкорректность сошла с ума. Но не стоит забывать, что великая американская культура действительно имеет темную сторону, о которой предпочитают не вспоминать: много десятилетий подряд небелые люди и прежде всего потомки африканских рабов изображались в дурном свете как ленивые, глупые и некрасивые персонажи юмористических сценок.
Так называемые «шоу менестрелей» выставляли всех чернокожих (которых играли белые в гриме) низшими существами, над которыми можно только весело смеяться. Некоторые западные социологи уверены, что созданные этими шоу стереотипы о чернокожих людях до сих пор влияют на межрасовые отношения в США.
Из этого контекста становится понятно, почему современное общество так упорно пытается избавиться от последствий глубокой расистской травмы, в свое время изуродовавшей лицо американского масскульта.
Пытливый читатель спросит, причем тут мы? Россияне и правда не несут никакой ответственности за годы издевательств белых американцев над черными. Вот только зачем копировать архаичную и чужую для нас традицию, которая может показаться оскорбительной для очень многих людей?
Нехороший смех
Казалось бы, хуже темного грима придумать ничего уже нельзя, но обычно убедительный и интересный актер Брекоткин как будто решил побить рекорд по расистским стереотипам. Он постоянно гримасничает, неумело пытается изображать рэперские танцы и хвалит Пушкина за участие в дуэли, только удивляется, почему тот забыл, как «наши предки ели своих врагов».
От каннибализма юмористы переходят к крокодилам — ведь африканцы пересекают реки не иначе, как по их спинам. Дальше идут смелые заявления о том, что чернокожая женщина может родить пятерых за раз и «какой смысл наставлять на белого ствол, если не можешь забрать его кошелек?»
В номере есть и женская роль: жена Пушкина Наталья терпеливо сносит оскорбления и наезды «черной няни», называющей ее не иначе, как «снежок», и только в конце номера отвечает тем же и называет няню «угольком».
На финальных кадрах записи номера «Пушкин и его няня» можно увидеть сидящего в зале российского певца камерунского происхождения Пьера Нарцисса, и он совсем не выглядит счастливым, хоть и хлопает исполнителям.
Весь этот кошмарный набор стереотипов вышел 7 марта на официальном Youtube-канале «СТС» и уже подбирается к полумиллиону просмотров. Хочется напомнить, что студенту Евгению Корту чуть не влепили срок всего лишь за репост мема с Тесаком и Пушкиным, который, положа руку на сердце, гораздо менее оскорбителен, чем любая шутка из номера «пельменей».
Нет, автор этих строк вовсе не призывает наказать артистов — студенту в итоге отменили приговор, и хочется верить, что Россия не пойдет на поводу у глобальных трендов закручивания «политкорректных гаек». Откровенный разговор всегда лучше запретительных мер.
Но популярные актеры должны понимать, как их юмор может отозваться в мире. Стоит излишне ранимому и владеющему русским человеку заинтересоваться, над чем смеются наши юмористы, и России обеспечены очередной вал обвинений в расизме и громкие заголовки в таблоидах вроде Daily Mail.
Пожалуй, лучшее, что можно сделать в такой ситуации, — удалить ролик и принести извинения. Все имеют право на ошибку, главное, уметь ее признавать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.