BlaBlaCar заблокируют? Нет, проблема в автобусах
Утром 30 июля российские СМИ написали, что популярные сервисы поиска билетов и попутчиков вроде BlaBlaCar оказались под угрозой. Общероссийское объединение пассажиров (ООП) предложило Госдуме создать черный список таких сайтов для последующей блокировки. Как выяснил «360», угрозы для всех сервисов нет. Да и проблема не в автомобильных перевозках, а в автобусных.
Инициатива ООП, как сообщили «Известия», связана с опасениями, что транспортные средства нелегалов не проходят предрейсовые техосмотры, а водители — медицинское освидетельствование. А сами компании не платят налоги. Жизнь и здоровье пассажиров не страхуются, а значит, при ДТП они не получат компенсацию на лечение. Таких перевозчиков, по данным объединения, около 300 тысяч из 900 тысяч работающих в России.
К письму представители организации приложили перечень из 229 ресурсов, торгующих такими билетами. Среди них — «Яндекс.Автобусы», BlaBlaCar, «Автовокзалы.ру», «Туту.ру», OneTwoTrip, «Связной.Трэвел» и другие.
Не автомобильные, а автобусные
В беседе с «360» зампред ООП Илья Зотов уточнил, что представители объединения предлагали блокировать не автомобильные перевозки BlaBlaCar, а нелегальные автобусные перевозки. Остальное же «раздувают СМИ».
«Общероссийское объединение пассажиров выступает категорически против запрета сервисов по продаже билетов на личном автомобиле и всех видов перевозок до восьми пассажиров включительно. Данные перевозки сейчас не лицензируются, и мы поддерживаем, чтобы сервисы работали в этом ключе, и не поддерживаем блокировку», — заявил он.
Таких сервисов в ООП насчитали 229. Представители объединения призвали их проверять партнеров и работать только с легальными компаниями. Автобусы перед рейсами должны проходить проверки, а водители — медосмотр. И если произойдет авария, люди смогут получить компенсацию.
«Инициатива заключается в том, что сервис, работающий с нелегальными перевозчиками, должен быть закрыт. Но речь не идет о случаях, когда сервис по закону может перевозить без лицензии до восьми пассажиров. Данные сервисы нужно поддерживать и активно развивать в нашей стране», — добавил Зотов.
Блокировка по жалобе
Руководитель BlaBlaCar в России Ирина Рейдер сообщила «360», что сервис полностью поддерживает позицию Зотова. Компания соблюдает российские законы и приветствует инициативы, направленные на совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих повышение безопасности пассажирских перевозок.
«Сегодня СМИ растиражировали надуманную новость, неверно истолковав заявление председателя Общероссийского объединения пассажиров Зотова. Он сам позднее сообщил, что „ряд СМИ выдают желаемое за действительное“. Официальная позиция Зотова следующая: в отношении ресурсов, которые выполняют законодательство, блокировка недопустима», — подчеркнула она.
Руководитель «Яндекс.Путешествий» Дмитрий Яковлев рассказал «360», что «Яндекс.Автобусы» работают в соответствии с российскими законами. Как только поступает жалоба, сервис блокирует в системе перевозчиков, которые работают с возможным нарушением закона. Он отметил, что проблема носит комплексный характер.
«К сожалению, у нас нет возможности самим проверять легальность перевозчиков — сам факт отправления с автовокзала не гарантирует соблюдения перевозчиком всех норм и предписаний законодательства. Мы готовы поддержать меры, способствующие созданию цивилизованного рынка автоперевозок, путем контроля самих перевозчиков, а не агрегаторов», — заключил он.
Без вины виноватые
Директор Объединения автопассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова заявила «360», что по вине региональных администраций не все автовокзалы попали в реестр Минтранса. И без документов оказались безопасные, добросовестные перевозчики, которые давно работали с автостанциями, выполняли все требования законодательства и фактически находились в легальном секторе.
Чтобы решить проблему с получением документов, Минтранс уже внес поправки на рассмотрение депутатов Госдумы.
«В списке сайтов, которые предоставило ООП, есть сайты, на которых нет продажи на рейсы нелегальных, непонятных перевозчиков, которые опасны для пассажиров. Там есть сайты только с теми перевозчиками, которые ездят исключительно с автовокзалов и выполняют все от себя зависящее», — заключила она.