Бензиновый шок. Почему цены на топливо бьют рекорды и когда ситуация придет в норму
Аналитик Юшков: биржевые цены на бензин стабилизируются в сентябре
:focal(0.53:0.45):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzIwMjQwNjAxLWdhZi11MDMtMDg2LmpwZw.webp?w=1920)
Оптовые цены на бензин бьют рекорды и обновляют исторические максимумы — не сработал даже вновь введенный правительством запрет на экспорт топлива. Почему эмбарго помогло лишь частично, что мешает производству бензина и когда ждать стабилизации ситуации — в материале 360.ru.
Что происходит с ценами на бензин в регионах
Биржевые цены на топливо обновили рекорды: в середине августа на Петербургской международной товарно-сырьевой бирже оптовая стоимость АИ-92 впервые превысила 70 тысяч рублей за тонну, АИ-95 — 80 тысяч.
Предыдущий максимум зафиксировали осенью 2023 года, когда АИ-95 стоил в районе 75 тысяч рублей за тонну. Розничная торговля стала убыточной из-за высоких оптовых цен, сообщил «Коммерсант».
Дизельное топливо интенсивно дорожало прошлой осенью, но в 2025-м его стоимость остается стабильной. С апреля по август цена изменилась на 20 копеек. Больше всего прибавил АИ-98, цена которого достигла 84 рублей за литр.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84L3JpYS04OTc3MDU1bHIuanBn.webp?w=1920)
Острее всего ситуацию с ростом цен на топливо ощущают восточные регионы России. В Забайкальском крае отмечают перебои со снабжением топлива АЗС, еще хуже ситуация во Владивостоке, сообщил Vladivostok1.ru.
Ограничения на продажу топлива фиксируют в Хабаровском крае и Крыму. Глава полуострова Сергей Аксенов отмечал, что в первую очередь перебои касаются топлива АИ-95.
«Это вызвано как снижением объемов производства, так и логистикой — значительная часть доставляется в регион автомобильным транспортом», — объяснил Аксенов.
Проблемы с розничной продажей бензина наблюдаются в Запорожской области и других южных регионах. Дефицит также осложняется вопросами логистики и угрозой атак по поставкам с топливом.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84L3JpYS04OTc5MTg0bHIuanBn.webp?w=1920)
«Есть отдельные регионы. Мы видим сообщения из Крыма, с Дальнего Востока, что не хватает бензина физически, на заправках его нет. Но где-то не успевают просто привезти его в достаточном объеме, потому что топливные базы, особенно на западе, на юго-западе страны, подвергаются ударам, получается, что везти нужно издалека. Либо как в Крыму, там фактически нет вертикально интегрированных компаний, то есть тех, которые добывают, перерабатывают, продают», — объяснил 360.ru ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
По его словам, в этих регионах заправки относятся к так называемой независимой АЗС.
То есть компания, у которой просто есть заправка или несколько заправок, но они топливо покупают на бирже, а на бирже сейчас дефицит. И либо ты вообще не смог достать объемов на бирже, либо ты просто не хочешь его покупать и продавать, потому что ты покупаешь на бирже задорого, а вынужден продавать дешевле в рознице.
Игорь Юшков
аналитик
Проще не продавать бензин, как это часто теперь происходит с АИ-95.
«Чтобы к тебе не было претензий по поводу цены или чтобы ты не генерировал убытки, потому что, получается, ты его задорого купил и вынужден задешево продать. А если цену поднимешь, то к тебе будут претензии со стороны антимонопольной службы. Они попросят тебя обосновать, почему ты цену поднимаешь», — подчеркнул эксперт.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzE1NzQyMzk0NDMtMC0wLTM0MzAtMTkzMC0xOTIweDEwODAtODAtMC0wLTZiN2IyZjRhMGRhMDdjNWRmZGMzZjhiZjAwZDAwYTIxX2U3dzFtVk0uanBn.webp?w=1920)
Запрет на экспорт бензина: почему он не сработал
Для стабилизации ситуации с ценами на бензин правительство 28 июля продлило запрет на экспорт до 31 августа. Меру распространили и на производителей.
Осенью 2023 года ограничение помогло остановить стремительный рост цен, но на этот раз эффект оказался незначительным.
С 28 июля по 1 августа АИ-92 подешевел на бирже лишь на 1,1%, АИ-95 — на 0,4%. После этого цены вернулись к росту из-за аварий на нефтеперерабатывающих предприятиях.
Интересно
Власти рассчитывали, что в случае запрета на экспорт вертикально интегрированные компании начнут продавать бензин через биржу, таким образом ее насытят и снизят цены. Но объем потребления топлива оказался слишком большим, а излишков немного, отметил Юшков.
«Закрыли экспорт в августе вообще. Соответственно, эти излишки пришли на биржу, но спрос еще больше. Оказалось, что август — пиковый сезон потребления. Так еще и удары по НПЗ начались, которые все-таки ограничивают объемы поставок через биржу. Поэтому достаточного объема дополнительных нефтепродуктов, которые стали продаваться через биржу, не возникло», — добавил он.
:focal(0.4:0.45):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzE1MDA2MDY3MDktMC0yNTctMjcyNy0xNzkxLTE5MjB4MC04MC0wLTAtMjNjNjY2NjliY2ZjOTM2Mzc5MzQyNWEwMGZlNDYwMTMuanBn.webp?w=1920)
Три фактора нехватки бензина и роста цен
Ситуация с дефицитом бензина и ростом цен связана с тремя факторами: сезонность, рост объемов потребления и удары по НПЗ, рассказал Юшков. Роль играет и такой экономический фактор, как демпфер, когда нефтяным компаниям обратно из бюджета возвращают часть налогов, которые они заплатили государству.
Размер выплат равен разнице между ценами нефтепродуктов на внешнем рынке и стоимостью, которую государство хочет видеть на внутреннем рынке.
«Из-за того, что цены на нефтяные продукты по сравнению с прошлым годом на мировом рынке снизились, так еще и рубль сильно укрепился у нас в этом году, получается, что выплаты по демпферу за первое полугодие сократились в адрес нефтяных компаний примерно на 40%. Естественно, что они хотят эти сокращения на 40% как-то себе компенсировать и поэтому логично для них было бы держать цены на бирже, но продавать через биржу довольно дорого», — добавил Юшков.
По его словам, этот фактор тоже подталкивает цены вверх.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzIwMjQwNjAxLWdhZi11MDMtMDY5LmpwZw.webp?w=1920)
Могут ли закупки у Белоруссии компенсировать нехватку бензина
Закупки бензина у Белоруссии — резервный вариант решения ситуации.
Нам нужно сначала прокачать туда нефть, переработать ее, вернуть нефтепродукты, все это по рынку распространить. Это потенциальная возможность, и Белоруссия, конечно, это сделает с удовольствием, ей заплатят за это деньги, за переработку. Никаких проблем здесь не будет. Их заводы имеют мощность дополнительную, то есть, они недозагружены сейчас.
Игорь Юшков
аналитик
Но это способ вряд ли применят — он несколько инерционный. Потребуется несколько недель, чтобы мера повлияла на рынок, отметил Юшков.
:focal(0.3:0.66):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84L3JpYS02MjUwNjM3bHIuanBn.webp?w=1920)
Кризис происходит каждую осень: почему НПЗ не сделали запасы
Для создания запасов топлива необходимо строительство емкостей. В западных и южных регионах в современных реалиях такие объекты могут стать целями украинских БПЛА. При этом основные проблемы с топливом наблюдаются у независимых заправок.
«Если компании, у которой 10 заправок, построить топливное хранилище, это довольно дорогое удовольствие. Это не их бизнес. Они строят заправки. Они продают топливо на заправках. Чтобы построить топливное хранилище, надо годами реализовывать этот проект и вкладывать существенные деньги. Это просто не их сегмент бизнеса», — рассказал Юшков.
В России есть топливные хранилища, но они принадлежат вертикально интегрированным компаниям. Для дополнительного строительства нужно проводить целую топливную реформу.
Непонятно тогда, за чей счет эти хранилища строить, кто должен содержать их и так далее. И в итоге все эти затраты на строительство, содержание все равно будут ложиться на конечного потребителя. Тут большой вопрос, что лучше.
Игорь Юшков
аналитик
Как удары ВСУ повлияли на топливный кризис
С 2022 года объемы переработки нефти сократились. Из-за ударов со стороны Вооруженных сил Украины НПЗ уходят на внеплановый ремонт.
«Нефтяные компании, когда вынуждены проводить такие внеплановые ремонты (это же дополнительные затраты, а значит нужно как-то компенсировать)… Естественно, у них появляется желание добрать с рынка ущерб», — сказал Юшков.
Дополнительные затраты вкладывают в стоимость топлива, и на внутреннем рынке это тоже подталкивает цены вверх.
:focal(0.61:0.74):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84L3JpYS0zMDk5MTE1bHIuanBn.webp?w=1920)
Когда ждать снижения цен на бензин
В сентябре начнется снижение объемов потребления бензина, и цены на бирже снизятся, считает Юшков.
«В сентябре существенно уменьшается объем потребления, особенно бензина. По дизелю наоборот, там и уборочная кампания продолжается, и посевная, и озимая, и так далее. А вот по бензину существенное снижение, потому что люди к сентябрю возвращаются в города», — объяснил эксперт.
А октябре во всем Северной полушарии заканчивается автомобильный сезон, поэтому потребление бензина снижается еще больше.
«Я думаю, что и на бирже цены пойдут существенно вниз. В общем-то, отскок сейчас произошел уже, но и дальше, наверное, будет определенная коррекция цены именно на бирже. В рознице нет, не бывает снижения», — заключил Юшков.