Погода, ошибки и неубранный снег. Что было причинами семи авиакатастроф в Шереметьево
Вечером в воскресенье пассажирский лайнер «Аэрофлота» загорелся — после жесткой посадки в аэропорту Шереметьево. Погибли 40 пассажиров и один член экипажа, еще 37 удалось выбраться из горящего самолета. Однако происшествия в крупнейшем российском аэропорту случались и раньше.
Проблемы с высотой
Первым трагическим инцидентом в истории Шереметьево можно считать крушение самолета Vickers Viscount OE-LAF компании Austrian Airlines 26 сентября 1960 года, во время выполнения рейса из Варшавы в Москву. Самолет не долетел 11 километров до взлетно-посадочной полосы. Тогда из 37 человек, находившихся на борту, погиб 31, из них пятеро — члены экипажа.
По данным Aviation Safety Network, причина крушения так и не была точно определена. Известно, что самолет заходил на посадку на слишком маленькой высоте. В ходе расследования было установлено, что это не связано с метеорологическими явлениями. Скорее всего, к крушению привели неправильные показания высотомеров. Однако из-за сильного повреждения обоих приборов не удалось выяснить, было ли это технической ошибкой, или они были неправильно настроены.
Плохая погода
Шестью годами позже, 17 февраля 1966-го, в Шереметьево разбился Ту-114 компании «Аэрофлот». Самолет должен был совершить рейс из Москвы в Браззавиль впервые в истории, поскольку раньше советские самолеты летали только до Аккры. Ту-114 перевернулся спустя несколько секунд после взлета, от удара у него оторвало хвост, остальная часть самолета загорелась. На борту находились 66 человек. В результате происшествия погибли 13 членов экипажа и восемь пассажиров, еще 18 человек попали в больницы.
По данным сайта Airdisaster.ru, самолет потерпел крушение из-за сложных метеорологических условий. В этот день в Москве и области были сильный снегопад и туман. Экипаж получил разрешение на взлет, несмотря на то, что данные о погоде были получены еще несколько часов назад, а взлетно-посадочная полоса была расчищена не на всю ширину. В результате из-за плохой видимости самолет отклонился от необходимой оси, в которой он должен был разгоняться, а при попытке взлететь зацепил сначала сугроб, а потом и один из огней ВПП. Сотрудникам аэропорта, которые несли ответственность за подготовку полосы и работу с экипажем, объявили строгий выговор.
Неудачные взлеты
Еще одно происшествие на взлете в 1972 году привело к смерти 61 человека. 28 ноября 1972-го катастрофу потерпел японский самолет Douglas DC-8-62, который должен был следовать из Москвы в Токио, причем аэропорт Шереметьево был промежуточной точкой. До этого самолет благополучно прилетел из Копенгагена.
Как показало расследование, экипаж слишком высоко поднял нос самолета, из-за чего, находясь на высоте в 100 метров, лайнер начал быстро снижаться и рухнул в 150 метрах от торца полосы. Всего на борту находились 76 человек, погиб 61. Причиной катастрофы, по данным Aviation Safety Network, назвали неожиданное выведение самолета на закритические углы атаки, которое могло быть следствием ошибки экипажа или ненормальной работы одного из двигателей.
Самая крупная авария в истории аэропорта произошла 6 июля 1982 года. Тогда при взлете разбился самолет Ил-62 «Аэрофлота». Погибли все 90 человек на борту. Самолет следовал в столицу Сенегала — Дакар.
Через восемь секунд после поднятия шасси в самолете сработала пожарная сигнализация для одного из двигателей. Согласно протоколу, экипаж отключил этот двигатель. Однако вскоре сработала сигнализация для другого. Когда этот двигатель тоже был выключен, пилоты не смогли удержать высоту и самолет рухнул в лесу. Расследование показало, что оба раза сигнализация срабатывала ложно и пожара не было. Это произошло из-за повреждения системы кондиционирования: горячий воздух из разорванной трубы дул на датчики температуры.
9 марта 2000 года в аэропорту потерпел катастрофу небольшой самолет Як-40Д Вологодского АП. Он должен был совершить рейс из Москвы в Киев. Только оторвавшись от ВПП аэропорта, самолет рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все девять человек, которые находились на борту, в том числе президент холдинга «Совершенно секретно» Артем Боровик и глава группы «Альянс» Зия Бажаев.
Причиной катастрофы назвали обледенение лайнера из-за того, что технические службы не провели обработку самолета специальной жидкостью. Кроме того, пилот выпустил закрылки под недостаточным углом. Как писала газета «Коммерсант», последнее могло быть следствием экономии.
Также при взлете разбился 28 июля 2002 года самолет Ил-86. Рейс был техническим, он выполнялся по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Сочи — Москва — Санкт-Петербург. Через несколько секунд после взлета оба горизонтальных хвостовых стабилизатора внезапно перешли в крайнее положение. Пилоты не успели задействовать резервное управление, и самолет упал. На борту находились 16 членов экипажа, 14 из них погибли.