Фильмы Александра Мельника — гимн Северу и русской земле. Он погиб, выбирая натуру
Режиссер Александр Мельник, трагически погибший на учениях МЧС под Норильском, запомнился людям по фильмам «Территория», «Новая Земля» и «Земля леопарда, или Феномен человека». Он не боялся пробовать себя ни в художественном кино, ни в документальном. Коллеги называли его добрым человеком, любящим людей и видящим не только физическую красоту, но и духовную.
О его карьере
Александр Мельник успел попробовать себя в самых разных сферах. В 1980-м окончил Одесский гидрометеорологический институт по специальности «инженер-гидролог». После этого успел побывать в экспедициях в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов. А уже в 1992 году решил сменить поле деятельности и ушел в журналистику, возглавив издательство «Андреевский флаг». Вплоть до 2006 года он также был президентом Фонда Андрея Первозванного и только после этого ушел в кинематограф.
Обозреватель «Российской газеты» Тимофей Борисов в своей колонке рассказал, что Мельник сменил профиль, потому что любил кино и помогать людям. При этом он не боялся возможного провала в этой сфере.
«Господь целует намерения. Может и не получиться, но я стремлюсь к этому искренне», — говорил кинематографист. А глядя на список его работ, можно уверенно заявить — у него все получилось. На его счету три киноленты, одна из которых является документальной работой.
Его коллега Виктория Медунина в разговоре с «360» сказала, что Мельник всегда жил делом, которым занимался.
Его первый фильм в жанре фантастического боевика вышел в 2008 году. «Новая земля» — история об альтернативном будущем, где отменены смертные казни, из-за чего тюрьмы во всем мире переполнены. Тогда часть заключенных отправляют на исправительные работы на необитаемый остров на севере России, где среди преступников начинается бунт. В его дебютном фильме сыграли такие именитые актеры, как Сергей Жигунов, Константин Лавроненко, Ингеборга Дапкунайте и Марат Башаров.
Дался он Мельнику непросто. В Крыму съемочную команду застал ураган. Он разметал декорации и не давал добраться до съемочной площадки. Помимо этого съемки велись на Чукотке и в Красноярском крае на плато Путорана.
«Нам приходилось осуществлять колоссальную работу в тяжелых природных условиях. А еще во время съемок не было покоя от белых медведей, которые постоянно хотели участвовать в съемках фильма», — рассказывал Мельник.
Действия второго фильма «Территория», выпущенного в 2014 году, вновь развернулись на Севере. На этот раз Мельник взялся за экранизацию одноименного романа Олега Куваева. История повествовала о геологах, пустившихся на поиски золота в 1960 году. Главные роли исполнили Константин Лавроненко, Григорий Добрыгин, Егор Бероев, Ксения Кутепова и Евгений Цыганов.
По мнению Медуниной, Мельник взялся за съемки этого фильма, потому что роман «Территория» был знаковым для молодежи 70-80-х годов — тогда он сам был студентом.
«Это удивительный фильм. Он снят глазами человека, который видит очень многое. Не только красоту, но и духовную составляющую мира», — подчеркнула она.
Следующей его работой стал документальный фильм «Земля леопарда, или Феномен человека», посвященный редчайшим хищникам. На создание этой ленты ушло два года. Съемки с командой из 28 человек проходили в Приморье. Фильм подарил людям возможность взглянуть на самую редкую кошку в мире — дальневосточного леопарда, который еще 10 лет назад был на грани исчезновения.
«В фильме есть философская и художественная составляющие. Мы попытались объединить их и ответить на главный вопрос: что стоит в основе всего миропорядка? Поэтому мы стараемся говорить о гармонии, о важности любых мелочей и нюансов. И когда речь идет о существовании целого биологического вида, то, безусловно, мы обязаны его сохранить», — рассказывал Мельник National Geographic в 2020 году.
Перед своей трагической смертью Мельник занимался подготовкой к съемкам следующего фильма, посвященного развитию Арктики и Северного морского пути. Медунина отметила, что в этом нет ничего удивительного — он всегда испытывал интерес к этой теме. Арктика для него была продолжением «Территории». Мельник любил эти места, этих людей и эту природу.
К сожалению, воплотить свою задумку ему не удалось. Мельников погиб, сорвавшись с обрыва в Норильске, где работал на месте проведения межведомственных учений МЧС. Глава ведомства Евгений Зиничев попытался спасти его и прыгнул следом в воду, но разбился о камень.
Александр Мельник в работе
О работе с покойным режиссером все отзываются исключительно положительно. Тамара Обутова, сыгравшая в «Территории», в разговоре с изданием «Газета.ру» назвала Мельника профессионалом, отличавшимся теплым отношениям к актерам.
«Он был очень светлым человеком. С ним хотелось работать от души. Когда он объяснял ситуацию, то окутывал в ту атмосферу, которая поможет для сцены. Съемки с Александром, наверное, одни из самых любимых. Команда была потрясающая. Я когда их вспоминаю, то меня окутывает что-то такое светлое, воздушное, доброе, чего сейчас очень не хватает», — сказала она.
Обозреватель Юрий Снегирев, который работал с Мельником над картиной «Территория», написал в колонке для «Российской газеты», что режиссер был безудержен и требовал от актеров игры при -30. Камеры укутывал матрасами, а съемку вел на пленку, ведь только она могла передать «все цвета нашей России».
Работал он только с профессионалами, потому что все должно было быть на высшем уровне. Ради хорошего кадра он мог поднять целую дивизию, устроить съемки с вертолета и даже найти настоящую машину «Победа».
Несмотря на свою требовательность, Мельников всегда заботился о своих актерах и съемочной команде.
По словам Снегирева, в этом фильме был весь Мельник. Лента отражала его любовь к России и к каждому человеку.
Оператор Илья Демин, работавший с Мельниковым над его первой картиной «Новая Земля», также тепло отозвался о режиссере. Он был человеком, который легко учился, много читал и много смотрел. Актеры его любили.
«Мы с ним не сразу нашли общий язык. Поначалу мне с ним трудно пришлось, так как он был уже взрослый человек, старше меня, но начинающий режиссер. Но, тем не менее, он быстро впитывал информацию, без проблем шел на авантюры», — рассказал он «Московскому комсомольцу».
Снегирев отметил, что Мельник погиб как настоящий кинематографист, на работе, выбирая натуру, на своем любимом Севере.
Демин добавил, что Мельник пошел в кино, чтобы рассказать о своем времени. А еще он «болел» Севером и фьордами.
«Саша был очень добрым, интеллигентным, вежливым человеком и очень искренне любящим кино, на мой взгляд. Он пытался все время брать вершины, на которые никто не решался. И брал их», — подчеркнул в разговоре с «360» актер Сергей Жигунов, сыгравший в «Новой Земле».
Мельник делал огромные и неподъемные проекты с творческой и финансовой точки зрения, потому что любил большое кино.
«Для всех, кто встречался с ним, его уход стал невосполнимой потерей. У него было удивительное отношение к людям и стране», — заключила Виктория Медунина.