Тихая гражданская война. Как в Казахстане сопротивляются исламизации
:focal(0.33:0.52):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzIwMTcwNjI0LWdhZi1yYzEyLTIzNy5qcGc.webp?w=1920)
В Казахстане мужчина в мечети предложил девушке никях — брак на час. Этот случай разделил жителей: радикальные мусульмане оскорбили девушку за ее отказ правоверному, а светские казахи объявили, что радикализация зашла слишком далеко. Тысячи людей, включая поп-звезд, выступили против исламизации страны. Россия, которая до сих пор не запретила у себя никабы, наблюдает. Вероятно, она не видит для себя опасности в перспективе опрокидывания Казахстана в Средневековье.
Чайная интифада
Смешная и страшная внутренняя война идет в Казахстане. Местные исламские радикалы объявили войну «Максичаю». Это какая-то местная газировка. Исламисты призывают мусульман не покупать бутылки с чаем, потому что супруга владельца марки, некая Баян Алагузова, очень популярная в Казахстане, выступила с заявлением о том, что ее страна — светское государство.
Алагузова — певица и продюсер, известна еще и тем, что вкладывала деньги в благотворительные проекты помощи жертвам домашнего насилия. Теперь радикальные исламисты объявили ее врагом номер один: смеет учить женщин не терпеть побои. Досталось и бизнесу ее мужа: можно сказать, чаю объявили полноценную интифаду.
Повод, из-за которого разразилась эта нелепая война, не такой уж забавный: Казахстан встал на защиту той самой девушки, к которой мужчина приставал в мечети. Жительница города Актобе 25 июля отправилась в мечеть на молитву. Молятся у мусульман женщины и мужчины отдельно, даже входы разные, но внутри могут пересечься — к примеру, проходя каждый к своей зоне оставления обуви.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzIwMTEwMTIwLWdhZi1yaTA4LTE1OS5qcGc.webp?w=1920)
Вот девушка и пересеклась с одним правоверным: в белом халате, почему-то в чалме, мужчина прямо на месте сообщил молодой мусульманке, что она ему настолько понравилась, что он готов заключить с ней брак. Но на час.
В исламе брак можно в прямом смысле заключать на час, для прелюбодеяния. В этом случае беспорядочные связи таковым считаться уже не будут. Для чего придумано? Для обхода запретов.
Женщинам объясняют, что никях нужен, чтобы в случае беременности не пришлось доказывать отцовство. Однако в городах это не работает, поскольку счастливый отец в суде кричит: «Да мало ли, сколько она никяхов прошла!» Короче, нам до конца этой хитрости не понять. Можно только добавить, что в арабских странах проститутки часто проходят с клиентами обряд никяха, за дополнительную плату, ведь тратится время.
Итак, девушка пошла в мечеть, а ей предложили в койку. Казалось бы, двух мнений быть не может. Тем не менее мнения разделились.
Оказалось, что в Казахстане сформировались поколения людей, которые, наслушавшись арабской пропаганды, верят, будто женщина не имеет право отказать мужчине, если тот предлагает ей никях. Отказом она якобы проявляет неуважение. Должна быть признательна, что он обратил на нее внимание, ведь он мужчина, а она — никто!
Множество исламистов назвали девушку хамкой, пристыдили ее родителей за плохое воспитание, а сам спор об уместности приставаний в мечети быстро перерос в общенациональный разговор о проблеме — радикализации Казахстана.
Так как я осенью там была и писала репортаж оттуда, где в том числе затронула и проблему исламизации страны, мне бы хотелось высказаться.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzIwMjUwNjA2LWdhZi11MzktMTIwLmpwZw.webp?w=1920)
Правоверные из «ТикТока»
Начнем с описания места, в котором произошло непристойное. Это мечеть Нур-Гасыр в Актобе. Все там примечательно и требует комментария.
Во-первых, Актобе был Актюбинском, если кто не помнит. В пылу самостийности казахи его переименовали. Видимо, верили, что это путь к процветанию, но привел он туда, где девушка уже не имеет права отказать в ответ на приставания.
Во-вторых, Нур-Гасыр — огромная новая мечеть, которую построили в 2009 году. Я не была в Актобе, но посетила обстоятельно три других города Казахстана: Петропавловск, Астану и Туркестан. Везде отметила следующее: стоят пустыми огромные мечети. Даже видео записывала.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzIwMjUwNjEyLWdhZi14OTktMjc4LmpwZw.webp?w=1920)
В Астане, в новой правительственной части, настроены огромные, просто фантастически большие мечети. Они возводились с привлечением спонсорских средств и под благосклонным надзором арабских исламских фондов. Эти мечети пустуют!
Я была в джума-мечети в Астане на пятничной молитве — пусто. Человек 10. Еще столько же — в кафе.
Мечеть построили в 2022 году, ее вместимость… 235 тысяч человек! Ходит туда в основном молодежь, поскольку в Казахстане, как и у нас на Кавказе, в определенной среде молодых сформировалось что-то вроде моды на религию.
Женщины молодые идут в большие новые мечети будто на светский раут. В макияже, в дорогой одежде, дорогом хиджабе, с детишками, одетыми изысканно. Они показывают себя: какая красивая, модная, правильная, богатая, раз живет рядом с правительственным кварталом.
:focal(0.57:0.62):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzIwMjQwNzA1LWdhZi11MDMtMTA1LmpwZw.webp?w=1920)
Откуда среди молодых эта мода? Арабские и выучившиеся у арабов проповедники, арабские и турецкие радикальные имамы в мечетях, проповеди в «ТикТоке», который я считаю одним из источников радикального бытового ислама. И в Казахстане, и у нас уже есть такое явление, как тикток-ислам. Но пока под воздействие пропаганды исламизма подпадает меньшинство.
Казахи — все еще светский народ. И прямо сейчас они отчаянно сопротивляются исламизации. Добились запрета никабов. Поднимают регулярно вопрос радикальных проповедников и присутствия в стране исламистских фондов из Турции и арабских стран.
:focal(0.62:0.59):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzIwMjQwNjMwLWdhZi14OTktMjY1LmpwZw.webp?w=1920)
Не хотят в Средневековье
В Казахстане это сопротивление выглядит жизненно важным, ведь его граждане не так давно вышли из архаичного быта и культуры. В отличие, например, от узбеков, казахи до прихода русских не жили в городах — у них их, считайте, и не было.
Кочевали вплоть до XX века, царил дремучейший патриархат. Они до сих пор отличаются этим даже от соседей: в Казахстане всюду видно неуважение к женщине. Там я встречала семьи, где беременная несла тяжелые сумки, а муж шел налегке. Где беременная стелет в поезде на второй полке белье, держа на руках второго ребенка, а муж стоит и смотрит. Отношение к женщине даже в Астане встречается — на уровне скота.
У казахов было всего 70 лет, чтобы это исправить. Им не хватило. Они только начали восстанавливать советский курс на равноправие. Приняли прогрессивный закон о домашнем насилии, вслух осудили патриархальный уклад.
:focal(0.52:0.4):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzIwMjUwNDIxLWdhZi14OTktMjUwLmpwZw.webp?w=1920)
Для казахов радикальный ислам — не просто дремучесть, а угроза моментального откатывания в архаику, из которой только начали выбираться.
Для России радикальные исламисты не так страшны, у нас есть иммунитет в виде крепкой светской культуры и тысячелетия христианства, которое относится к женщине и детям более уважительно. У казахов этого нет. Если зайти в Казнет, мы увидим, что не только казашки, но и казахи боятся опрокидывания в Средневековье, что несложно сделать, если укреплять в них средневековые нравы.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzIwMjQwNzA1LWdhZi11MDMtMDU4LmpwZw.webp?w=1920)
На Россию надежды нет
Мне бы очень хотелось сказать, что в своем сопротивлении исламизации Казахстан рассчитывает на Россию, но увы, это не так. Сегодня Россия и русский язык для казахов — уже не помощники в борьбе с радикалами.
Почитайте казахстанские паблики, местные форумы: люди четко понимают, что в России ситуация с радикальным исламом еще хуже, более того, много радикальных проповедников едут к ним отсюда, хотя в 90-е они к нам приезжали через север Казахстана, где оседали вычищенные из Чечни боевики и воевашие арабы. Тем же путем, не задерживаясь в Казахстане, когда-то в Россию направлялись проповедники из Ферганской долины — прошедшие афганскую школу имамы. К тому же, казахи видят, что Россия легализовала талибов, а на Кавказе уже выросли свои радикальные проповедники.
Я бы сказала, что Казахстан чувствует себя брошенным Россией в вопросе борьбы с исламистами. Да и какая борьба, если у нас никабы и в садиках под давлением мусульман уже начали запрещать свинину? Для казахов Россия не товарищ в борьбе с исламизмом. Что очень тревожно в контексте использования русского языка. Сейчас объясню.
Я осенью писала из Казахстана: это у Лукашенко абсолютно все вывески на белорусском, за исключением самодельных и в глубинке. Все объявления в транспорте — тоже на белорусском. Что очень неудобно, потому что у меня на карте, к примеру, остановки и станции метро были указаны на русском, а диктор объявляет «Плошча перамоги» или «Кастрычницкая». Тут уже без добротного диплома по русской филологии не разберешься.
Для кого это, если на улицах белорусского не слышно вообще? Я за неделю с лишним побывала в Минске, Несвиже и Витебске — белорусский от живых людей не слышала ни разу. Один раз услышала в Несвижском замке, от смотрительницы, трасянку — белорусский суржик.
В Казахстане не так! Там всюду русский язык. В транспорте все объявления на двух языках. Светофоры озвучены на двух языках. Меню в кафе. Вывески преимущественно на русском. Казахи спокойно и очень хорошо говорят на русском. Никто по этому поводу не переживает, полагаю, за исключением горстки националистов.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzIwMjQwNDIxLWdhZi11MzktMTQzNS5qcGc.webp?w=1920)
Заметьте, что спор о судьбах страны они ведут в Сети тоже на русском. Причем ни разу еще ни у кого не встал вопрос о присоединении к России или мифической угрозе порабощения: казахам русский язык строить свою государственность не мешает.
В Белоруссии, как я смогла заметить, он немного жмет в груди персонально Александру Лукашенко, у которого при русскоязычном населении язык официального обихода — только белорусский.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84L2ltZy01NjY2LmpwZWc.webp?w=1920)
Боятся остаться без русского языка
Собственно, что я этим хотела сказать? Читаю внимательно оживленнейшие споры казахов о месте религии в их жизни и вижу, что для этих людей угроза исламизации стоит в одном ряду с наступлением на русский язык.
Те же люди в тех же интернет-тредах обсуждают и радикализацию мусульман, и сокращение мест в русскоязычных школах. Пользователи с вполне казахскими именами пишут, что им отказывают в зачислении ребенка в русскую школу, а делать с ним уроки на казахском они не смогут. Тут же появляются странные граждане в ваххабитских бородках и учат казахов, что они должны обрести самосознание и отказаться от наследия русского империализма.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84L2ltZy01NjY1LmpwZWc.webp?w=1920)
Казахи в ответ вспоминают, что изначально были пантеистами и, в частности, исповедовали тенгрианство, культ неба, потому логичнее им, если уж припадать к истокам, вернуться в пантеизм, чем к действительно позже принятому исламу. Однако в этом случае их ругают, стыдят, называют темными, будто ислам — это просветление.
В Казахстане я своими глазами встретила здоровый баланс национального патриотизма и понимания значения русского языка. К нему у казахов отношение потребительское. Они понимают, что их мало, им не под силу перевести такой огромный корпус литературы, какой доступен для русскоязычных. Они так же понимают, что не заговорят на ровном месте по-английски.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84L2ltZy01NjY3LmpwZWc.webp?w=1920)
Украинцы когда-то купились на эту сказку: откажитесь от русского, учитесь на украинском и английском. Но оказалось, что на украинском всех книг нет, а английский в отрыве от носителей не выучить.
Что получилось, мы с 2010-х видим в репортажах с сожжениями книг и прочим. Получилась нация с очень тонким напылением культуры.
Казахи понимают, что с ними будет даже хуже, так как на казахском доступно еще меньше книг, еще меньше знаний, чем на украинском. Исламизация же в Казахстане идет об руку с борьбой против русского языка. Исламисты несут единый тюркский алфавит и требования закрывать русские школы.
Чем это может кончиться, если официальный Казахстан прогнется под исламистами, а Россия не только у себя, но и у соседей пустит процесс исламизации на самотек? У нас это кончится сильнейшим социальным потрясением. Нас, людей светской и христианской культуры, сильно больше, чем радикальных мусульман. Нам надоест.
Чем это кончится для Казахстана? В условиях отрыва от светской культуры и русского языка за одно, максимум два поколения мы получим в соседи более десятка миллиона дикарей. Потеряв доступ к корпусу мировых знаний, который им дает русский язык, и заменив зыбкие светские нормы средневековыми радикальными, казахи моментально скатятся в Средневековье. Будет пострашнее украинцев.
Почему Россия спокойно смотрит на радикализацию соседей — я не понимаю, от этого никому никакой выгоды у нас нет. Зато в перспективе есть риск получить проблемных соседей.