Сказка про белого бычка. Нидерланды дадут Украине F-16 вдвое меньше обещанного
Военный эксперт Орлов: у Украины осталось 50-70 боеготовых самолетов
Почти 20 истребителей F-16 пообещали Украине в Нидерландах. История с просьбами киевского режима об этих самолетах начинает походить на сказку про белого бычка: посулы передать технику ВСУ звучали из уст первых лиц многих западных государств, а вместе с ними — заявления о различных препонах, включая необходимость обучения пилотов и отсутствие нормальных аэродромов. Возможно, украинцы действительно получат F-16, хотя бы от голландской стороны, но склонить чашу весов в свою пользу в зоне спецоперации все равно не смогут.
Ложка хороша к обеду
Впервые президент Украины Владимир Зеленский заявил о договоренностях с Нидерландами об F-16 еще в августе. Тему поставок истребителей он поднял на встрече с премьер-министром страны Марком Рютте.
«По F-16 есть прорывная договоренность. С сегодняшнего дня уже конкретика — они будут в украинском небе. Спасибо, Нидерланды! Спасибо, Марко! Спасибо всем, кто помогает!» — радовался тогда Зеленский.
Речь шла о 42 истребителях. Планировалось, что боевые самолеты ВСУ получат после обучения украинских пилотов. Позже в Дании и Нидерландах уточнили, что F-16 передадут при выполнении определенных нюансов, в число которых включили наличие всех нужных разрешений, инфраструктуры и логистики.
Практически одновременно возникли и условия, озвученные Западом на фоне планов по отправке этого типа истребителей. Например, глава датского Минобороны Якоб Эллеманн-Йенсен обращал внимание, что использовать F-16 Украина должна только на своей территории.
Аппетиты киевского режима, который сначала озвучивал цифру чуть ли не в 130 истребителей для «концепции перевооружения», тоже довольно быстро сократились: советник командования Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат в конце лета говорил уже о 60 самолетах, которых должно хватить для выполнения поставленных перед украинской армией задач.
Вялотекущее обсуждение по поводу F-16 со всяческими оговорками, в том числе про обучение пилотов, тянулось до зимы. Дегтя в медовую бочку украинских надежд подлило агентство Reuters: журналисты заявили, что взлетно-посадочные полосы аэродромов Украины для истребителей не подходят — слишком неровные.
А гендиректор компании «Украинская бронетехника» Владислав Бельбас не нашел ничего лучше, как громко обвинить российских дипломатов в срыве сделке по поставке самолетов в республику из неназванной зарубежной страны.
Скорее всего, пояснил РИА «Новости» директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко, здесь речь шла, об истребителях из СССР или России, ранее поставленных в регион Латинской Америки.
В предпоследнюю неделю декабря вдруг очнулся Рютте, порадовав Зеленского новым обещанием: F-16 Нидерланды украинским друзьям все же дадут, но пока только небольшую партию — всего 18 истребителей. И, конечно, снова напомнил про всякие требования, которые необходимо соблюсти.
Те же самолеты, только в профиль
Эксперт по безопасности, член координационного совета при Росгвардии и ветеран боевых действий Роман Насонов в беседе с «360» допустил, что диалог о предполагаемых поставках F-16 дошел до определенной точки кипения. В итоге Нидерландам просто пришлось сделать очередной шаг, чтобы подтвердить свой статус страны-переговорщика.
«В данном отрезке времени Украина, наверное, нуждается немного в другом — больше в штурмовиках и бомбардировщиках», — предположил Насонов.
Его коллега из Центра военно-политической журналистики Владимир Орлов заметил, что сами по себе поставки боевых самолетов ВСУ ничего не изменят.
У киевского режима и сейчас есть самолеты, которые он использует. Единственное отличие будет в том, что они будут не марки Су или МиГ, а F-16. На этом, по сути, вся разница и заканчивается.
Владимир Орлов
эксперт Центра военно-политической журналистики
По словам Орлова, базироваться F-16 будут, скорее всего, на тех же аэродромах, где сейчас размещают украинскую авиацию.
«В этом, думаю, нет никакой особой тайны. Да, они мигрируют с аэродрома на аэродром на территории Западной Украины, чтобы не попасть под наши ракетные удары, но не всегда у них это получается», — заметил собеседник «360».
Применение истребителей он назвал аналогичным тому, как и сейчас используют парк авиации, который пока остается в распоряжении ВСУ.
По оценкам разных специалистов, у Украины осталось порядка 50-70 летающих самолетов, которые боеготовы и действительно могут применяться на поле боя. Остальные, по большому счету, либо уничтожены, либо используются в качестве доноров запчастей.
Владимир Орлов
Роман Насонов обратил внимание, что для России полученные Украиной F-16 будут представлять опасность только в том случае, если в воздух их решат поднимать с аэродромов стран НАТО. Да и то с оговоркой.
«Если будет принято решение — откуда взлетели, то и является военной целью, — то проблем в этой ситуации абсолютно точно не возникнет. Дальность, которая позволяет нашим комплексам работать по обнаружению и поражению [целей], давно превышает 2000 метров. Это значительно больше боевого радиуса использования данной авиационной техники», — подчеркнул он.
Насонов также согласился с мнением Орлова насчет дальнейшей судьбы истребителей, которые поставят ВСУ.
«Уничтожить их до взлета мы можем, потому что возможность загоризонтного обнаружения любых видов авиационной техники у нас в настоящее время есть. <…> Это где-то ориентировочно на неделю нам работы», — спрогнозировал он.
Украине придется брать, что дают
Попытки киевского режима договориться о поставках авиационной техники через третьи страны собеседники «360» объяснили желанием Украины напомнить о себе внешнему миру и довольно большими запасами советского авиапарка.
«Сейчас [Украина] готова взять все, даже подземных кротов, лишь бы только взять. Подтвердить миру, что с ней продолжает хоть кто-то работать, оказывать помощь. Ну и попытаться поработать [в зоне спецоперации], хотя мы абсолютно точно понимаем, что ситуация для них в этом плане кардинально не изменится», — подчеркнул Насонов.
Толку от подобных метаний киевского режима, по его словам, будет немного. Кроме того, украинские власти влезут еще в большие долги, расплачиваться по которым придется не одному поколению жителей страны.
«На самом деле, старый советский авиапарк достаточно обширный, его весьма много в мире, поэтому, в принципе, потенциальных стран-доноров, откуда киевский режим может получить старую советскую авиатехнику, достаточно. Тут вопрос стоит исключительно в том, смогут ли американцы или европейцы убедить эти страны поделиться с Украиной своим старым авиапарком», — заключил Орлов.