Американская смертоносная мечта. Что известно о новом истребителе шестого поколения F-47
Военный эксперт Дандыкин: у F-47 будут расширенные качества самолета-невидимки
:focal(0.49:0.54):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8zL2Vuby1uZWdlLmpwZw.webp?w=1920)
Президент США Дональд Трамп и министр обороны Пит Хегсет рассказали об американском истребителе шестого поколения — самом «передовом, мощном и смертоносном» из когда-либо созданных. Новинку грозятся выкатить к концу десятилетия, его возможности будут почти фантастическими. Впрочем, цена одной машины — тоже. Все, что известно о F-47, собрал 360.ru.
Истребитель шестого поколения США
Соединенные Штаты определились с кандидатом на звание истребителя шестого поколения. Контракт стоимостью более 20 миллиардов долларов на проектирование и производство опытных образцов получила небезызвестная корпорация Boeing. За последние пять лет три новых самолета уже прошли летные испытания.
Серийное производство может начаться в течение ближайших четырех лет, так что истребители поступят на вооружение не раньше 30-х годов XXI века. Это довольно скоро, учитывая неторопливость Boeing, которая еще с прошлого президентства Трампа так и не достроила ему новый президентский борт.
Официальное название новинки — F-47. Это своего рода дань уважения Трампу как 47-му президенту, а также отсылка к известному американскому истребителю времен Второй мировой войны Republic P-47 Thunderbolt. Ту машину ценили советские инженеры за рациональную конструкцию и надежность мощных пулеметов Браунинга.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8zL2s2bnItZW4uanBn.webp?w=1920)
Создание истребителя F-47
Программа создания американского истребителя шестого поколения, которую впоследствии назвали Next Generation Air Dominance (NGAD), началась еще в 2014 году. Спустя шесть лет в журнале Air Force Magazine сообщили о первых полетах новых самолетов.
К 2023-му были готовы экспериментальные истребители трех разных проектов от флагманов авиастроения США: Boeing, Lockheed Martin и Nоrthrop Grumman. Последний, кстати, считался фаворитом, хоть и был серьезно загружен производством основного истребителя пятого поколения F-35.
Выбор между кандидатами должны были сделать в 2024 году, однако в конце весны администрация Джо Байдена, на тот момент президента Штатов, приостановила программу для пересмотра концепции самолета. В итоге дело сдвинулось с места только в конце декабря благодаря избранию Трампа. Он же остановил выбор на предложении Boeing.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8zL2tlbnItbmVfTHJyZ0VWRC5qcGc.webp?w=1920)
Правда, критики уверяют: на массовом производстве F-47 недолго и разориться, ведь один новый истребитель стоит гораздо дороже своего предшественника F-35. По предварительным оценкам, цена одной серийной единицы может превысить 300 миллионов долларов.
Если стоимость не удастся снизить, F-47 выпустят ограниченной серией. Военно-воздушные силы США будут по-прежнему рассчитывать на более дешевые варианты.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8zL2tlbnItZW5lbnUuanBn.webp?w=1920)
Истребитель F-47 — мнение эксперта
Новый истребитель выполнен по типу американского малозаметного стратегического бомбардировщика B-2 Spirit — первого современного серийного тяжелого самолета по схеме «летающее крыло», рассказал 360.ru капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин.
Скорее всего, у F-47 будут более расширенные качества самолета-невидимки. О маневренности и наборе скорости пока что-то сказать трудно. На вооружении у такой машины должны быть гиперзвуковые ракеты, а у американцев они еще на стадии испытаний.
Василий Дандыкин
Военный эксперт напомнил, что предыдущие истребители США пятого поколения F-35 не очень хорошо себя зарекомендовали. Как, впрочем, и неоправданно дорогой F-22. Кстати, считается, что именно их должен заменить F-47.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8zL25nb2wtbmdnLmpwZw.webp?w=1920)
Характеристики F-47
Точно перечислить технические характеристики нового истребителя пока трудно: новую машину никто из экспертов не видел. К тому же до того, как ее официально представят публике, в конструкцию еще могут внести немало изменений.
Известно, что F-47 построен как «летающее крыло» с треугольным фюзеляжем. Это повышает аэродинамические характеристики и снижает радиолокационную заметность. Корпус покроют специальным композитным материалом, поглощающим радиоволны, и истребитель станет практически невидимым для современных систем ПВО.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8zL2tlci1lbm5fY1N6SThtWi5qcGc.webp?w=1920)
Новый борт должны оснастить двумя двигателями нового типа, которые, в отличие от традиционных реактивных, используют три потока воздуха. Один — для основной тяги, второй — для охлаждения и снижения теплового следа, а третий управляет реактивной струей и маневренностью, а также понижает инфракрасную заметность машины.
Скорость нового самолета, по предварительным данным, превысит М=2 (число Маха). Дальность полета составит около шести тысяч километров, что позволит машине действовать без дозаправки. Кроме того, истребитель будет работать с целой эскадрильей дронов — как разведчиков, так и ударных.
Однако многие сомневаются, что пилот в условиях реального боя сможет еще и руководить целым роем беспилотников. К тому же дроны плохо защищены от кибератак.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8zL2tlci1rZW5uLmpwZw.webp?w=1920)
Истребители шестого поколения России и других стран
Поколение реактивных истребителей определяется развитием авиационной науки и техники на период их создания. Важны аэродинамическая компоновка и конструктивно-силовая схема планера, силовая установка, бортовые системы и системы бортового оборудования и вооружения.
Считается, что истребители шестого поколения должны иметь в числе прочего улучшенную технологию, высокую эффективность во всех режимах полета, «умное» покрытие и возможность менять форму, датчики обнаружения противника повышенной чувствительности и оружие направленной энергии.
Российские специалисты работают над новейшим истребителем-перехватчиком МиГ-41 шестого поколения. Его главной задачей будет борьба с гиперзвуковым оружием. Борт вооружат многофункциональным ракетным комплексом дальнего перехвата с управляемыми ракетами класса «воздух — воздух».
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8zLzIwMjIwODE4LWdhZi1pYzA3LTAwNS5qcGc.webp?w=1920)
Китай в прошлом году на авиасалоне «Чжухай» представил макет истребителя «Белый император». Он — часть проекта «Наньтянь» по разработке концепта самолета для работы в атмосфере Земли и за ее пределами. Известно, что борт уже совершил первый полет в день рождения Мао Цзэдуна.
Европейцы тоже участвуют в авиагонке. Их модель многоцелевого Tempest создают компании из Германии, Франции, Британии, Италии и Швеции. Возможно, в этом году они впервые продемонстрируют свое детище, а прототип грозятся выдать к 2030 году. Также в 2023-м представили макет авиакомплекса шестого поколения FCAS/SCAF.