Дружба дружбой, а деньги врозь. Голодные дальнобойщики развеяли миф о союзничестве Польши и Украины

Политолог Трухачев: украинцы для поляков — неотесанная голытьба

Фото: Global Look Press

Три контрольно-пропускных пункта на границе Польши с Украиной заблокированы уже третий день — не пограничниками, а польскими дальнобойщиками. Выстроившиеся в ряд грузовики, завешанные государственными флагами и призывами к забастовке, не позволяют проехать украинским перевозчикам на территорию соседней республики. Чего добиваются польские водители и какие у них шансы на успех, разбирался «360».

А что, так можно было?

После того как польским фермерам удалось добиться от Варшавы запрета на импорт украинского зерна, несмотря на недовольство Евросоюза, дальнобойщики решили, что имеют право защищать свои интересы. На сегодня забастовка охватила три пограничных пункта: Гребенне-Рава Руска, Корчова-Краковец и Дорохуск-Ягодин. У каждого скопилось от 20 до 50 грузовиков, которые собираются оставаться там до 3 января.

По информации издания Politico, бастующие пропускают с украинской стороны ровно один грузовик в час. Однако у них есть список исключений: во-первых, блокада не ограничивает легковые автомобили и пассажирские автобусы, во-вторых, поляки пропускают гуманитарную помощь и, что примечательно, военную. В-третьих, проезд разрешен грузовикам со скоропортящимися продуктами и животными (живыми).

Фото: Global Look Press

Президент компании Transport i Logistyka Polska Мацей Вроньский заявил, что разделяет гнев польских дальнобойщиков, которые буквально остались без работы: украинские перевозчики обрушили цены на услуги во всей отрасли и наводнили собой скудный рынок, вытеснив самих поляков. Так, один из участников блокады отметил, что сократил штат водителей в своей некрупной компании на 40% из-за конкуренции с украинцами.

«Конечно, украинский рынок никогда не был значимым для всей нашей отрасли. Зато давал работу перевозчикам Люблинского и Подкарпатского воеводств, специализировавшимся на перевозках на восток. Сегодня они становятся банкротами. Тем более что из-за рецессии на всем рынке они больше нигде не найдут работу», — пояснил Мацей Вроньский местному радио RMF FM.

Западные журналисты добавили, что украинские перевозчики, по данным поляков, уже начали заниматься доставкой грузов внутри Польши и в пограничные страны, лишая бизнес в самой республике малейшего шанса на выживание.

Фото: Global Look Press

Задача у протестующих довольно прозрачная: Комитет защиты перевозчиков и работодателей транспорта против либерализации торговли хочет, чтобы Варшава восстановила все ограничения на транспортные операции для украинских дальнобойщиков, которые действовали до февраля 2022 года. На этот безвиз, позволяющий грузовикам с Украины пересекать границу для провоза товаров, но запрещающий забирать и выгружать грузы на территории ЕС, Польша согласилась с подачи Брюсселя.

Предыдущую «гениальную» идею Евросоюза — о беспрепятственной перевозке украинского зерна — полякам удалось отменить: Польша, Венгрия и Словакия решились ввести собственные запреты на поставки чувствительного товара с Незалежной, что знатно разозлило еврочиновников. Зато Польше во многом удалось отстоять свое пребывающее в кризисе сельское хозяйство благодаря протестам местных фермеров. Они и вдохновили дальнобойщиков на аналогичную акцию.

В случае с грузоперевозками украинская сторона никаких ограничений соблюдать не стала. Как сообщили польские водители, в 2023-м грузовики с Украины пересекли границу их страны почти 900 тысяч раз, хотя до российской спецоперации этот показатель в среднем не превышал 180 тысяч грузовиков в год.

Изображая жертву

Киев поспешил приплести к этому конфликту российскую сторону, обвинив дорогих польских союзников в том, что действия оставшихся без работы польских дальнобойщиков играют-де на руку Кремлю, ослабляя Украину.

Фото: Global Look Press

«Блокирование польскими перевозчиками дорог к пограничным переходам Польши с Украиной — это болезненный удар в спину Украины. Мы призываем польских протестующих прекратить блокирование границ и выбрать другие формы защиты своих прав», — заявил украинский посол в Польше Василий Зварич в своих соцсетях.

При этом украинская сторона подчеркнула, что официальных обращений от Комитета защиты перевозчиков и работодателей транспорта против либерализации торговли в Киев не поступало, а о требованиях протестующих там узнали из СМИ и интернета.

Фото: Global Look Press

Как-то не по-европейски

Западные покровители Киева тоже успели обвинить поляков в потворстве простоям украинских грузовиков на границе. Журналисты немецкого издания Spiegel заявили, что до официального начала забастовки, 6 ноября, там уже наблюдались заторы, причем многодневные.

В начале августа между регистрацией и встречей на важном пограничном переходе Дорохуск-Ягодин было чуть меньше пяти часов, а в конце октября — 11 дней и 13 часов.

журнал Spiegel

В статье от 3 ноября представители немецкой Leoni, часть производства которой обосновалась во Львове, рассказали, что их бизнес будет работать только до тех пор, пока компания может обеспечить надежные поставки. Сроки работы с клиентами в немецкой автомобильной промышленности обычно составляют 5-12 дней, а тут это время можно потратить только на простой у границы.

В октябре польские пограничники пропустили на свою территорию меньше товаров, чем за несколько предыдущих месяцев. А чиновники иногда намеренно затягивают обработку всех документов.

«Это тайный удар польских пограничных властей», — заявил немецкий менеджер журналистам.

Бизнес-делегация, недавно вернувшаяся с Украины, сообщила, что таможенники усиленно искали «контрабандные сигареты» в моторных отсеках автомобилей, но, видимо, не успели растаможить фуры. Немецкие бизнесмены понадеялись, что ЕС вмешается в ситуацию. И на это есть немаленькие шансы.

«Я категорически не одобряю такого рода поведение по блокированию границы. Это как-то не очень по-европейски», — заявила Politico еврокомиссар по транспорту Адина Валеан.

Фото: Global Look Press

Кажущееся отражение кажущейся дружбы

Скандал двух вроде бы близких и преданных союзников в Восточной Европе давно угрожал вырваться наружу: полякам не нравится, что их лишают рабочих мест и даже своих предприятий, Львов в Польше все чаще именуют гордым (хотя совсем не польским) названием Лемберг, а Волынскую резню украинцам не забудут еще очень долго.

Единственным подобием цемента в польско-украинских отношениях было (и пока остается) «пугало» в виде России. Но что случится, когда и оно перестанет работать?

Владимир Зеленский и президент Польши Анджей Дуда
Фото: Владимир Зеленский и президент Польши Анджей Дуда/Global Look Press

Политолог, преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев заявил «360», что у польских дальнобойщиков есть все шансы хотя бы частично удовлетворить свои требования — насколько это позволит сделать вездесущий Евросоюз.

«Конечно, польское государство будет думать прежде всего о своих гражданах, а не о поддержке Украины. Причем неважно, как будут звать премьер-министра, Моравецкий или Туск. Оно будет идти навстречу требованиям дальнобойщиков и примет решение в их пользу», — уверен он.

Трухачев подчеркнул, что отношения Варшавы и Киева так или иначе строятся за счет исторического контекста.

«Поляки смотрят на украинцев как на неровню себе. Это люди, стоящие на ступень, а то и на две ниже, эдакая неотесанная голытьба. Соответственно, некоторое количество украинцев они примут у себя ради свежей крови, а остальных в конечном счете отправят либо обратно на Украину, либо куда-нибудь еще подальше», — допустил эксперт.

Что касается мечты о Восточных Кресах по окончании украинского кризиса, то они останутся для Польши, скорее всего, старой сказкой. Ведь новая территория, как и новая ответственность, Варшаве не очень нужна.

«Польшу Украина интересует как сфера влияния, вся — вплоть до Харькова, Одессы и Запорожья. Хотят ли они присоединять что-то? Нет. Иметь там сферу влияния — да. Может, некоторые исключения сделают для Львова. Но только для Львова. Вся остальная Западная Украина в качестве территории присоединения Польшу не интересует», — заключил Трухачев.

    Пока ничего не найдено

    Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте