Шону Коннери — 95: почему его невозможно повторить
:focal(0.47:0.55):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzE5ODYwODIyLXphZi10czMtMDEyLmpwZw.webp?w=1920)
Шону Коннери могло бы исполниться ровно 95 лет 25 августа 2025 года. К сожалению, он до этого дня не дожил, хотя и так проходил по свету солиднейшие 90 лет (дай Бог каждому). В России актера особенно любили, да и в целом он представлялся этаким рыцарем, воплощением мужской силы, которую в век новой гендерной повестки стали принимать за акцентированную мускулинность. Однако Коннери был словно из другой эпохи: отличался не только мужественностью, но статью и, если можно так выразиться, породой.
Зрителям он, конечно, в первую очередь запомнился по роли Джеймса Бонда. Сейчас таких мужчин, вероятно, уже не делают.
Коннери действительно познал эту жизнь не только по книгам, постановкам и фильмам, но и изнутри. Он служил на флоте, откуда был комиссован по состоянию здоровья, работал каменщиком и полировщиком гробов. Вообще его физическая форма была так хороша, что Коннери не только участвовал в конкурсе бодибилдеров, но и получил предложение от футбольного клуба «Манчестер Юнайтед».
Однако по итогу сыграл не на поле, а в кино. Что ж, постараемся выбрать из всего многообразия ролей Шона Коннери пять самых лучших.
:focal(0.44:0.42):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzE5MDAwMTAxLWdhZi11NTUtMDU5LmpwZw.webp?w=1920)
«Доктор Ноу» (1962), «Из России с любовью» (1963), «Голдфингер» (1964) и другие
Коннери сыграл Джеймса Бонда, но немногие знают, что автор книг об агенте 007 Ян Флеминг не слишком-то одобрял кандидатуру Коннери. В роли Бонда он видел натуру утонченную, изысканную, берущую не сколько физической силой, сколько умом и смекалкой. Тем не менее брутальность Коннери сильно поразила продюсеров (по одной из версий, жену одного из продюсеров), после чего шотландский альфа-самец был утвержден на знаковую роль.
Многое Шону пришлось изучать буквально с самых азов. Режиссер Теренс Янг помогал ему в этом, а Коннери схватывал на лету.
В результате мы увидели не только брутального красавца, соблазняющего дам одним только взглядом, но и по-настоящему остроумного спеца, умеющего расставлять ловушки для человеков. Бонд в исполнении Коннери — напоминание о временах, которые, вероятно, никогда не вернутся. От этого немного — хотя нет, сильно — тоскливо.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzIwMDgwMTAxLWdhZi11NTUtODUzLmpwZw.webp?w=1920)
«Робин и Мэриан» (1976)
Шон Коннери играет одного из влюбленных. Они собираются уйти из жизни — и, чего уж скрывать, уходят, — потому что больше совершенно нечего делать. Как, для чего жить, если любовь пройдена, как урок?
Это очень нежная и трогательная кинобаллада, о которой не принято вспоминать. Но в ней есть то, что отсутствует в большинстве фильмов, — внутренняя интонация, с которой проговариваются не только реплики актеров, а и история как таковая.
Все это совмещено с классической историей о Робине Гуде, который видел ужасы и грязь войны, тем не менее ухитрился не утратить любви. Это история о возвращении, которое приносит не только радость, но и, в общем-то, прежние ошибки. Куда без них?
Кто-то скажет, что это и не о любви вовсе (столько как бы юмора), однако ностальгия, которой пропитан каждый кадр, делает свое дело. Это тоска по временам, которые никогда не вернутся.
:focal(0.47:0.35):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzIwMDcwMTAxLWdhZi11NTQtMTg2NC5qcGc.webp?w=1920)
«Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989)
Харрисона Форда затмить априори трудно, практически невозможно. Особенно если он надел шляпу.
Индиана Джонс — часть большого наследия. Эту сагу смотрел мой отец, смотрел я — и смотрят мои дети. Если мы не берем последние попытки заработать много денег на франшизе, то первые три ленты об Индиане Джонсе просто замечательные. Во многом благодаря мистеру Форду.
Но вот возникает бородатый мужчина в несколько странноватой шляпе — и у Харрисона появляется серьезнейший конкурент. Шон Коннери играет отца Индианы Джонса — Генри. Он еще более брутален, соблазнителен и сообразителен. Самое классное — это, конечно, шотландский юмор Коннери, который он умудрился добавить в ленту. Причем не словами, а одной лишь мимикой.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzIwMDgwNTI3LWdhZi11NDMtMDY0LmpwZw.webp?w=1920)
«Имя розы» (1986)
Многие спорят: удалась ли экранизация великого романа Умберто Эко? Я отвечу, что нет, но — да, в таких случаях обязательно есть «но». Можно ли в принципе экранизировать Умберто Эко? Например, «Маятник Фуко», представляющий собой сад конспирологических тропок, куда сложнее и величественнее, чем пресловутый «Код да Винчи».
В романе «Имя розы» самое главное остается между строк — перенесенный на экран текст становится только лишь детективом. Ну, ладно, почти.
Однако Шон Коннери в роли Вильгельма (Уильяма) Баскервильского определенно хорош. Он статен, он пытлив, он хочет получить ответы, а главное — он гипнотизирует.
Вообще ряса ему очень идет. Кажется, что Вильгельм в исполнении Коннери не только расследует дело, но и отпустит грехи. Причем и героям ленты, и зрителям, и самому себе.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzIwMDkxMTI0LWdhZi11NTUtMDAyLmpwZw.webp?w=1920)
«Человек, который хотел быть королем» (1975)
Тоже экранизация, на этот раз — любимого писателя британских империалистов Редьярда Киплинга. Ничего особенного, на самом деле, в тексте нет — вполне рядовой материал. Фильм же любопытен для нас тем, как Шон Коннери умеет работать в дуэте.
Да, мы уже вспоминали «Индиану Джонса» — там тоже дуэт, — но здесь все несколько иначе. Не патерналистская, а партнерская история. Очень убедительная.
:focal(0.4:0.43):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS84LzIwMDcwMTAxLWdhZi11NTQtMjY1Ny5qcGc.webp?w=1920)
В коллегах у Шона Коннери — великий Майкл Кейн, искренне восхищавшйися шотландцем. Прежде всего потому, что тот никогда не прекращал учиться, впитывал и впитывал, отказываясь от эгоизма.
Сама лента поначалу выглядит несколько сумбурно и несерьезно (два солдата хотят стать властелинами страны), но потом мы видим нечто вроде увлекательного романа воспитания, где две звезды понимают друг друга с полувзгляда.
И да, «Человек, который хотел быть королем» — лишнее напоминание того, что триумф все переживают плюс-минус одинаково, а вот поражение — во многом по-разному.