Русское чтиво с Линчем на минималках. Как и зачем снимали «Брата-3»
Россиянам с 23 ноября покажут фильм «Брат-3»
Фильм «Брат-3» в конце ноября выйдет на российские экраны. Никакой связи с диптихом Алексея Балабанова у картины нет, как нет нового Бодрова и русского рока в бэкграунде. Зато есть криминальная история от выпускника военного училища.
Когда премьера «Брата-3»
В российских кинотеатрах с 23 ноября будут показывать новый фильм «Брат-3». На детище Алексея Балабанова покушались неоднократно: даже некоторые актеры двух первых культовых лент предлагали свое видение дальнейшей истории Данилы Багрова. Но при жизни режиссер категорически отказывался от продолжения.
Однако в 2019 году известный бизнесмен и шоумен Стас Барецкий заявил, что собирается снимать третьего «Брата». Причем одну из главных ролей должна была сыграть… «звезда» ток-шоу и соцсетей Диана Шурыгина. Остальным желающим поучаствовать в съемках планировали просто продавать роли. К счастью, идея провалилась.
Новый проект стартовал в 2020-м. Создатели сходу заявили, что не собираются снимать продолжение: дескать, история совершенно другая. Но первый же тизер картины откровенно цитировал балабановского «Брата». Это возмутило российских поклонников хорошего кино.
О чем фильм «Брат-3» и кто снимался
«Брат-3» представляет собой пять коротких историй о судьбах грабителей-неудачников, генеральской дочке, ее возлюбленном уличном художнике и банде грабителей. Все сюжетные линии в конце пересекаются, завершая историю.
Роли сыграли довольно неоднозначные персонажи, большинство из них трудно назвать профессиональными актерами.
В числе известных: братья Юрий и Владимир Торсуевы — те самые, которые в уже далеком прошлом стали главными героями детского художественного фильма «Приключения Электроника».
Главная женская роль в картине досталась тамбовской студентке-психологу. Также в титрах указаны Давид Нуриев, он же рэпер Птаха, один из шести сыновей художника Никаса Сафронова бизнесмен Дмитрий, финалист «Фабрики-4» певец Антон Зацепин, комик и музыкант Сергей Мезенцев и другие неактеры.
Зато удалось завлечь в проект иностранных профессионалов. В списке значатся: частый участник эпизодов российских и зарубежных сериалов Оливье Сиу, номинант премий «Оскар» и «Золотой глобус» Эрик Робертс (старший брат Джулии Робертс), звезда «Пилы» Костас Мэндилор и «бешеный пес» Майкл Мэдсен.
Так как сюжет «Брата-3» разворачивается в Тамбове, трудно понять, зачем позвали именно этих актеров.
Трейлер фильма тоже не из тех, что захватывает, хотя обычно именно в него кинематографисты стараются вставить самый яркие моменты — все-таки это реклама, по которой зритель решает, отдавать ли ему деньги за билет в кино.
Режиссер Переверзев
Ответы на многие вопросы о фильме можно найти, ознакомившись с биографией и интервью режиссера — 48-летнего Валерия Переверзева. Он родился и вырос в Тамбове (да, неожиданный факт), там же окончил высшее военное командное училище химической защиты, сообщили «Аргументы и факты».
Потом Переверзев перебрался в Москву, где возглавлял объединение десятка частных музеев — аквариумистики, редкостей, подарков «Поля чудес», истории пьянства, телесных наказаний, проституции и так далее. В трех последних он был основателям и владельцем.
Все это не помешало Переверзеву открыть для себя искусство кинематографии — благо технологии уже позволяли снимать даже на фотоаппарат. Работы дилетанта нашли отклик за рубежом: его документалки крутили на международных кинофестивалях, выигрывали награды. Российский же зритель восторгаться не спешил.
Не оценили в России и организованный Переверзевым и бывшим мэром Архангельска Александром Донским в 2022 году перформанс в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Действо сводилось к тому, что по залам деловито прогулялись барышни в запачканных трусах. Видимо, у них эту идею позже подхватили украинские активистки.
Зритель некомпетентен
Переверзев предпочитает называть себя художником. Он рассказывал «РБК», что название «Брат-3» картина получила по требованию некоего таинственного спонсора, который щедро выдал на съемки 60 миллионов рублей. Ну и еще это «большая, высокохудожественная провокация».
Основой стали «пять идеальных сценариев» (по версии режиссера), сюжеты которых «прошли проверку ридеров Остинского фестиваля сценарного искусства и получили оценку excellent». Почему именно их мнение стало поворотным, история умалчивает.
Словом, в итоге Переверзев с женой Юлией создали большой сценарий. Его поддержал Институт современных медитаций (да, оказывается такой есть), ведь в фильме «Брат-3» используют «медитативные техники, интегрированные в современное искусство». Тут что-то комментировать — только портить.
Режиссер не скромничает и заявляет, что его фильм сродни творчеству Дэвида Линча, а кое в чем напоминает «Криминальное чтиво». Только у Переверзева это все лучше и интереснее, не говоря уже о большей духовности и смысловых нагрузках. Но недалекая публика может не понять.
«Здесь слишком много искусства, заумных вещей, даже некоторого сумасшествия. <…> К тому же есть оммажи моим предыдущим работам. Допустим, из „Барбары“ в „Брат-3“ прилетает изображение святой Либераты — большой холст, на котором изображена обнаженная женщина с бородой, распятая на кресте. После такого зритель наверняка впадет в истерику — это осквернение его некомпетентности», — рассказал режиссер.
Опрос знакомых католиков показал, что святая Либерата, которую вообще-то называют Вильгефортис — «Стойкая дева» (чтобы отличить от тезки, более ранней христианской мученицы), хорошо известна верующим. Она и правда стала бородатой по собственной просьбе, но изображают ее одетой.
Хайп на большом экране
Наверное, всего вышеперечисленного хватит, чтобы решить — идти на новый фильм или нет. При всех громких заявлениях и пафосе режиссера «Брат-3» уже перед финишем выглядит одновременно дешевой поделкой со странными личностями в кадре и попыткой автора самоутвердиться. Почти перфоманс в Третьяковке.
Зато отговорка для будущего провала готова: некомпетентный зритель. Страшно только, что по творчеству Переверзева о России будут судить в Индии, Китае и Африке, куда режиссер планирует запихнуть свою картину после домашнего проката. Да и перед иностранными актерами, занятыми в этом кино, неудобно.
Конечно, это точно будет не «Каха» или адский ремейк советской киноклассики. Но и интересного, цепляющего повествования, похоже, не получилось. Вышло только освоить спонсорский бюджет и поднять волну хайпа на работе Алексея Балабанова — настоящего режиссера, который уже не сможет достойно ответить.