Обманул Гитлера и 10 лет водил за нос ФБР. Невероятная жизнь гениального советского разведчика Рудольфа Абеля

AlphaSpecnaz/Twitter.com
Фото: AlphaSpecnaz/Twitter.com/www.globallookpress.com

Его история была настолько невероятной, что даже Голливуд не смог остаться в стороне: Стивен Спилберг посвятил ему фильм. За легендарным именем Рудольфа Абеля скрывался гениальный советский разведчик Вильям Фишер, с детства говоривший на трех языках и мечтавший о карьере художника. Что же заставило его посвятить жизнь разведке, как он годами играл с ФБР и водил за нос фашистов и почему в решающий момент выбрал для себя имя друга?

Захват в отеле Latham

Пятница 21 июня 1957 года началась для постояльца номера 839 нью-йоркского отеля Latham как обычный рабочий день. Внезапно эту рутину прервала группа специальных агентов ФБР, взявшая здание в оцепление.

Дверь в его комнату с силой распахнулась, и человек, известный администрации отеля как художник Эмиль Гольдфус, оторвался от мольберта с картиной. Его рабочий стол представлял собой хаотичное, но понятное лишь ему одному сочетание палитры с красками, графических эскизов и радиодеталей.

Увидев вошедших, мужчина не показал ни паники, ни даже удивления. Спокойным, но точным и незаметным движением он взял лежавший на столе листок с шифром, смял его и сунул в карман.

Агенты начали обыск комнаты, изымая странный арсенал художника. Руки постояльца завели за спину и потребовали назвать свое имя. Мужчина, не смутившись, ровным голосом произнес имя, которое навсегда войдет в историю — Рудольф Абель.

Это имя ни о чем не говорило американским агентам — оно предназначалось не им, это был еще один шифр, который разведчик Абель даже в такой щекотливой ситуации умудрился отправить в Центр.

Шекспировское начало

Истоки смелости и невозмутимости человека из отеля Latham начинаются в Британском городке Ньюкасл-апон-Тайн. Именно здесь в 1903 году родился Вильям Генрихович Фишер, которого назвали в честь Шекспира.

Его детство прошло в семье русских политэмигрантов-марксистов. Отец, Генрих Фишер, не только прививал сыну революционные идеи борьбы за справедливость, но и с юных лет учил его основам конспирации.

Фото: РИА «Новости»

Юный Вильям демонстрировал поразительную многогранность способностей с ранних лет. Он с увлечением изучал точные науки, в совершенстве овладел игрой на пианино и гитаре, а также проявлял значительный талант к живописи.

Он блестяще окончил приходскую школу и даже начал работать чертежником на судоверфи. Однако судьба готовила ему совершенно иной путь, когда в 1921 году семья Фишеров приняла решение вернуться в Советскую Россию.

Призвание на всю жизнь

После возвращения в Россию молодой Фишер работал переводчиком в исполкоме Коминтерна, где его способности к языкам и аналитический склад ума быстро оценили по достоинству. Однако его настоящим призванием была техника: в 1925 году его призвали на службу в радиотелеграфный полк Московского военного округа, где он быстро стал одним из лучших специалистов.

Именно блестящие успехи в радиоделе, помноженные на безупречную биографию и знание нескольких иностранных языков, привлекли к нему внимание сотрудников Иностранного отдела ОГПУ. В мае 1927 года Фишера зачислили в ряды советской внешней разведки, где он начал работу как переводчик, а затем и радист.

В центральном аппарате разведки, Фишер встретил человека, чье имя и станет легендой. Этим человеком был Рудольф Иванович Абель — латыш, бывший моряк-балтиец и опытный радист, жизнерадостный и общительный человек.

Их дружба быстро вышла за стены учреждения и распространилась на семьи. Настолько, что коллеги в шутку называли неразлучных друзей «Фишерабель» или «Абельфишер». Спокойный и сдержанный Фишер и веселый, находивший общий язык с детьми Абель прекрасно дополняли друг друга.

AlphaSpecnaz/Twitter.com
Фото: AlphaSpecnaz/Twitter.com/www.globallookpress.com

Практически сразу после поступления в разведку таланты Фишера нашли применение в полевых условиях. Уже в начале 1930-х годов он отправился в свою первую зарубежную командировку.

Под псевдонимом Фрэнк он с семьей работал в нескольких европейских странах, включая Норвегию и Великобританию, где создавал надежные каналы радиосвязи для местных резидентур.

Несмотря на успехи, в конце 1930-х годов судьба нанесла друзьям тяжелый удар: обоих уволили из органов госбезопасности из-за компрометирующих связей. Однако это не разлучило их, а напротив, укрепило их дружбу.

Разведка — дело семейное

В личной жизни Вильяма Фишера при всей необычности его профессии царила гармония, которую он обрел с Еленой Лебедевой. Талантливая арфистка и выпускница Московской консерватории стала не просто женой, но и его верной соратницей на долгие годы.

Еще до начала зарубежных командировок родителей, в 1929 году в семье появилась дочь Эвелина. А уже через год семья прошла проверку первыми заданиями за границей, став важной частью оперативного прикрытия.

В Норвегии Елена виртуозно исполняла роль преподавательницы балета, органично вписавшись в местное общество. А подраставшая Эвелина с ранних лет осваивала сложную науку конспирации вместе с родителями, она уже тогда внимательно следила, чтобы родители не ошибались в использовании имен и легенд.

Эта семейная идиллия была для Фишера источником сил, когда в 1941 году страна вступила в самую кровопролитную войну своей истории.

Игры в прятки с фашистами

С началом Великой Отечественной войны Фишер вернулся в разведку и возглавил одну из ключевых радиошкол в структуре НКВД. Он лично занимался подготовкой диверсантов и радистов для заброски в немецкий тыл.

Фишер вошел в состав знаменитого подразделения Павла Судоплатова, занимавшегося диверсионными операциями. Его богатый опыт радиодела оказался бесценным для проведения сложнейших радиоигр с противником.

Одной из самых известных операций при его участии стала радиоигра «Березино». Советская разведка длительное время убеждала немецкое командование в существовании крупной немецкой части в белорусских лесах.

AlphaSpecnaz/Twitter.com
Фото: AlphaSpecnaz/Twitter.com/www.globallookpress.com

Противник в течение многих месяцев регулярно сбрасывал этой несуществующей группировке оружие, снаряжение и деньги. Эта блестящая дезинформационная операция сумела сковать значительные силы немцев.

Фишер отвечал за радиосеансы и подготовку специалистов, обеспечивавших достоверность таких радиопередач. Его работа внесла значительный вклад в общую победу над опытным и опасным противником.

А после победы над фашизмом началась новая, не менее серьезная битва — холодная война с США. И лучшего резидента для работы в самом сердце противника, чем Вильям Фишер, было не найти.

Художник против ФБР

В 1948 году Вильям Фишер начал свою главную операцию в Соединенных Штатах, въехав в страну по поддельному паспорту и легализовавшись как художник и владелец фотостудии Эмиль Роберт Гольдфус. Под псевдонимом Марк он возглавил резидентуру нелегальной сети, ключевой задачей которой было получение информации от источников, работавших на американских атомных объектах.

AlphaSpecnaz/Twitter.com
Фото: AlphaSpecnaz/Twitter.com/www.globallookpress.com

Почти 10 лет успешной работы уничтожило предательство его собственного радиста под псевдонимом Вик — Рейно Хейханена. Он оказался морально и психологически неустойчивым человеком, злоупотреблял спиртными напитками и безответственно тратил казенные деньги. Через четыре года руководство приняло решение о его возвращении в Москву, однако, получив вызов на родину в 1957 году, Вик сдался американским властям, сообщил о своей работе и выдал нескольких коллег, включая Марка.

В итоге агенты ФБР арестовали Марка в гостинице. Для того, чтобы оповестить Центр о своем провале и сообщить, что он не намерен раскрывать никаких данных, Фишер при аресте назвался именем своего покойного друга и коллеги — Рудольфа Абеля.

Этот шаг был продуманным сигналом для Москвы, так как подлинный Рудольф Абель был хорошо известен руководству разведки. Поэтому ни у кого не возникло сомнений относительно того, какую тактику выбрал разведчик.

На суде Фишер занял бескомпромиссную позицию, отказавшись от сотрудничества со следствием. Он не признал себя виновным и категорически отверг все попытки вербовки, не назвав ни одного имени и не раскрыв ни одной операции.

Суд приговорил его к 30 годам тюремного заключения. Разведчику чудом удалось избежать электрического стула, в том числе благодаря стараниям и профессионализму его адвоката. Эту историю экранизировал Стивен Спилберг в фильме «Шпионский мост» с Томом Хэнксом в главной роли.

Стойкость и самообладание Фишера в зале суда производили глубокое впечатление на всех присутствующих. По некоторым сведениям, хладнокровие разведчика даже отметил глава ЦРУ Аллен Даллес, назвавший его «профессионалом высокого класса».

DreamWorks Pictures/ZUMAPRESS.com
Фото: DreamWorks Pictures/ZUMAPRESS.com/www.globallookpress.com

Казалось, тюремные ворота захлопнулись на долгих три десятилетия. Но всего через несколько лет имя Рудольф Абель снова оказалось на первых полосах газет в связи с событием, которое стало одной из самых известных операций времен холодной войны.

Снова дома

Обмен на Глиникском мосту между Западным Берлином и Потсдамом 10 февраля 1962 года окончил американское заключение Вильяма Фишера. Власти США обменяли полковника на сбитого под Свердловском пилота-разведчика Фрэнсиса Пауэрса.

Советский разведчик предстал на мосту в поношенном тюремном балахоне, резко отличаясь от ухоженного Пауэрса в элегантном пальто. Этот зрительный образ давал понять тяжесть испытаний, которые перенес Фишер в американских застенках.

После возвращения в СССР разведчик продолжил службу в центральном аппарате внешней разведки. Он полностью посвятил себя подготовке новых поколений разведчиков-нелегалов, щедро передавая им свой уникальный оперативный опыт.

imago stock&people
Фото: imago stock&people/www.globallookpress.com

Советский разведчик Вильям Генрихович Фишер скончался 15 ноября 1971 года в Москве от рака легких, оставив после себя бесценное наследие, множество первоклассных специалистов и историю о непреклонном мужестве.

Его личность и подвиги оставались государственной тайной при его жизни, и лишь немногие коллеги знали о его настоящем вкладе. Он не мог получить широкого публичного признания, оставаясь для мира «полковником Абелем» — легендой, чья подлинная история стала известна лишь после его кончины.

Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте