Mayday и «пять дней в Париже»: секретные фразы стюардесс о ЧП
Авиаэксперт Прядка: действия экипажа самолета при ЧП четко прописаны
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi8yMzUzNTMzLWdpZ2FwaXhlbC1oaWdoLWZpZGVsaXR5LXYyLTJ4LmpwZw.webp?w=1920)
Зачастую при возникновении нештатных ситуаций на борту пассажиры самолета остаются в неведении о том, что случилось. И после успешного приземления люди жалуются на одно и то же: никто ничего не сообщил. Оправданы ли действия экипажа и какие кодовые слова он использует в случае ЧП — в материале 360.ru.
Как действует экипаж самолета при нештатной ситуации
Авиаэксперт Виктор Прядка отметил, что у каждой авиакомпании есть свои тонкости в регламенте действий при нештатной ситуации. Но любой экипаж будет занят тем, чтобы предпринять необходимые меры для ее разрешения.
«Если вместо этого стюардессы будут заниматься другим делом, вступать в разговоры с пассажирами, драгоценное время будет утеряно, а пассажиры могут разволноваться», — объяснил он.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi8xNTU3MDgyMDQ4LTAtMTU0LTMwOTUtMTg5NS0xOTIweDAtODAtMC0wLWJiMzMzNDE1YmNkNWQ1MjBkZmYxMmU5YjdlNzlkN2FjLmpwZw.webp?w=1920)
На случай задымления в салоне или возгорания двигателя, добавил Прядка, все прописано, так же как и для аварийной посадки.
Если стюардесса объявит, что произошло возгорание двигателя, пассажиры могут начать волноваться, вставать со своих мест и ходить по центральному проходу. В случае аварийной ситуации это довольно неприятно и опасно: центровка самолета меняется и так далее.
Лучшая помощь экипажу при возникновении ЧП, по мнению собеседника 360.ru, — не отвлекать его. Пассажирам нужно следовать рекомендациям, которые дают бортпроводники.
«Если поступила информация, что всем нужно пристегнуться, занять более удобное положение на случай аварийной ситуации, то это действие самое благоприятное», — подчеркнул Прядка.
Иногда существующий регламент целесообразно нарушить, чтобы спасти жизни пассажиров, но решение об этом будет принимать экипаж.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi8xNTgxMzA5OTQwLTAtMzgtMzA3OC0xNzY5LTE5MjB4MTA4MC04MC0wLTAtMzI4NGMxNDYwMzVjODFkZmYyNzkyYTZmMTZiNzY3MTcuanBn.webp?w=1920)
Зачем экипажу самолета кодовые слова
Чтобы не разжигать панику, обычно бортпроводники используют кодовые слова при общении друг с другом. Более того, члены экипажа проходят курс о том, как себя вести и что говорить при чрезвычайной ситуации.
Существующие формулировки распространять запрещают, а используют только в случае крайней необходимости.
Примеры кодовых слов при ЧП на борту
- Mayday — аварийная ситуация на борту, в том числе отказ двигателя или пожар.
- Pan-pan — фраза, которую используют при менее серьезных ЧП; иногда означает какой-либо сбой в работе систем; если произнесена трижды — он незначительный.
- Easy Victor — необходимость эвакуации из салона, произносят только при личном контакте с экипажем.
- «Синий сок» — неисправность туалета.
- «Товарищ командир» / «господин капитан» — ЧП на борту / захват самолета.
- «Пять дней в Париже» — передача информации о пассажире; цифра обозначает номер пассажирского ряда, первая буква места назначения — номер места; их меняют в зависимости от того, о чем идет речь.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi8yMDIyMDQyOS1nYWYtdTM5LTY0OC5qcGc.webp?w=1920)
- «Пакс» — используют для пассажиров, вызывающих подозрение или требующих дополнительного внимания.
- «Умка» — ребенок без сопровождения взрослых.
- «Код Адам» — сигнал о пропаже ребенка.
- «Код браво» — предупреждение о потенциальной угрозе безопасности (подозрительный человек, предмет).
- «Нести ли рыбу?» — на борту возникли серьезные технические или внутренние проблемы.
- «Бумажная работа в самый последний момент» — намек на задержку рейса по нештатной причине.
- 7500 — попытка угона или захвата самолета.
- 7600 — потеряна связь с диспетчерами.
- 7700 — наступление аварийной ситуации, которую нужно разрешить немедленно.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi8yMDE5MDkyNS1nYWYtdTQwLTE4NDAuanBn.webp?w=1920)
Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов пояснил, что сигнал Mayday в том числе предполагает возможность экстренной посадки даже вне аэродрома — на любую подобранную площадку.
«Естественно, обязательно поддерживают связь с землей, чтобы все было подконтрольно при таком снижении и проходило максимально безопасно», — пояснил он.
Романов также напомнил, что в инструкции для экипажа самолета все действия на случай отказа какой-либо из систем расписаны строго по пунктам.
«В любом случае экипаж должен выполнить процедуру, чтобы пассажиры сидели пристегнутыми, чтобы не было движения при каких-то изменениях», — добавил собеседник 360.ru.