Новая конфигурация: как Трансарктический коридор перераспределит глобальный рынок
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi8yMDI1MTAxMy1nYWYtdTM5LTM5NC5qcGc.webp?w=1920)
Ключевым драйвером формирования новой конфигурации глобальных рынков к 2035 году становится Арктика, а центральным элементом российской стратегии в этом процессе — Трансарктический транспортный коридор (ТТК). Как подчеркнул в сентябре 2025 года президент России Владимир Путин, этот проект должен работать на благо национальной экономики и открывать новые возможности для бизнеса.
К 2035-му коридор постепенно нарастит потенциал грузоперевозок, но его основная функция видится не в превращении в глобальный транзитный маршрут, прямую альтернативу Суэцкому каналу, а в становлении многофункциональной национальной артерии.
Его стратегическое предназначение заключается в первую очередь в глубокой интеграции российской Арктики в экономическое пространство страны, обеспечении эффективного освоения ресурсов, включая масштабные проекты «НОВАТЭКа», «Роснефти» и других компаний на Ямале и Таймыре, и укреплении стратегических позиций России в регионе.
Достижение целевых показателей по грузопотоку, таких как 109 миллионов тонн к 2030 году, и реализация его мультипликативного эффекта на смежные отрасли экономики напрямую зависят от успешного преодоления существующих инфраструктурных и управленческих ограничений.
Формирование ТТК — ответ на комплекс глобальных тенденций и национальных приоритетов. В условиях перманентной напряженности на традиционных морских путях и растущих рисков пиратства Арктика выглядит все более привлекательной для организации безопасной и предсказуемой логистики, способной диверсифицировать глобальные цепочки поставок.
Одновременно развитие коридора напрямую связано с курсом России на углубление экономической кооперации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Его рассматривают как ключевой проект, призванный «сшивать» экономическое пространство России и стран АТР, обеспечивая новые конкурентные трансевразийские маршруты.
Помимо этих внешнеэкономических задач, ТТК остается критически важным инструментом для решения внутренних проблем, таких как обеспечение связности удаленных арктических территорий, их социально-экономическое развитие и укрепление оборонного потенциала страны.
Значение Трансарктического транспортного коридора можно оценивать с разных точек зрения. Первый, оптимистичный подход, представляет его как будущую ось мировой торговли и полноценную альтернативу Суэцкому каналу, где ключевую роль играют партнеры по БРИКС, такие как Китай и Индия, в вопросах инвестиций и формирования устойчивой грузовой базы.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi8yMDI1MTIwMS1nYWYtcms3MC0wMDIuanBn.webp?w=1920)
Второй подход смещает акцент на его функцию как инструмента национальной безопасности и внутреннего развития, подчеркивая критическую важность модернизации опорных портовых узлов, таких как Мурманск и Архангельск, и развития железнодорожных подходов, без которых коридор останется разрозненным набором инфраструктурных объектов.
Третий взгляд предлагает воспринимать ТТК как комплексный стратегический проект, неотъемлемую часть и драйвер развития всей Арктической зоны России, где транспортная функция неразрывно связана с промышленным освоением и заселением территорий.
Будущая роль ТТК как драйвера новой конфигурации рынков будет определяться не только глобальным спросом, но и способностью России решить внутренние системные противоречия.
Слабая инфраструктура, проявляющаяся в глубокой пространственной асимметрии, особенно в восточном секторе Арктики, износ основных фондов в ряде портов достигает 75%, отсутствуют порты-хабы мирового уровня, способные принимать крупнотоннажные суда, а железнодорожная сеть развита фрагментарно, что создает «узкие места» для грузопотоков.
Другой критический вызов — острая нехватка специализированного флота и зависимость от зарубежных технологий. Для обслуживания растущих грузопотоков, по оценкам экспертов, требуется более 85 новых судов ледового класса и 15-17 атомных и дизельных ледоколов, в то время как фактически их насчитывается 11 и многие из них морально устарели.
Автор: Олеся Бережная, консультант по стратегическому и антикризисному управлению, генеральный директор ООО «Вместе.ПРО»