Великая династия в Подмосковье. Выставка «Младшие Брейгели и их эпоха» открылась в Истре
В музее «Новый Иерусалим» в Истре с 24 декабря начала работать выставка «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись Золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз». Там представлена нидерландская живопись из одного из крупнейших частных собраний в России.
Выставка продлится до 11 апреля 2021 года. Посетители увидят полотна кисти Питера Брейгеля Младшего, Яна Брейгеля Старшего и Яна Брейгеля Младшего, а также их последователей.
Всего в экспозиции представлено 70 работ, большинство из них российская публика увидит впервые. Все произведения входят в коллекцию Валерии и Константина Мауергауз.
В течение 20 лет коллекционеры приобретали эти произведения на Sotheby’s, Christie’s и других аукционах. Собрание продолжает активно пополняться до сих пор. В 2015 году его часть показали на выставке в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Картины великой династии
Валерия и Константин Мауергауз надеются, что выставка станет важным событием как для самой коллекции, так и для зрителей. Творчество Брейгелей и их окружения — особое явление в истории искусства Северной Европы. Оно интересно самой широкой аудитории в России.
Основу выставки составили работы династии Брейгелей. Посетители смогут увидеть картины Питера Брейгеля Младшего, которые достойны отдельного внимания. Это произведения «Богач и льстецы», «Крестьянский праздник» и «Добрый пастырь». Полотна Яна Брейгеля Старшего не так сильно зависят от произведений его отца, но он тоже прошел путь художественных заимствований. Гости музея «Новый Иерусалим» смогут познакомиться с его версией «Зимнего пейзажа с ловушкой для птиц».
Работ основателя династии, Питера Брейгеля Старшего, которого еще называют Бархатным, в частных российских коллекциях нет. Однако его гений дал импульс для развития особой брейгелевской традиции сквозь поколения художников. Картины представителей этой традиции и вошли в экспозицию.
Министр культуры Московской области Елена Харламова считает, что если бы во всемирной истории искусств существовали рейтинги великих династий, то одну из первых строчек в них, без сомнения, заняла бы семья Брейгелей. Ведь в течение столетия четыре поколения династии подарили человечеству «почти дюжину художников, не говоря уже о многочисленных подражателях и последователях брейгелевской традиции». Она отметила, что можно говорить о целом явлении, которое занимает искусствоведов и простых ценителей и сегодня.
Истра познакомит с творчеством старых мастеров
Экспозиция состоит не только из брейгелевского раздела. На выставке представлены полотна Франса II Франкена и Себастьяна Вранкса — известных антверпенских мастеров исторического и батального жанров. Эти художники предпочитали создавать произведения камерного формата. Из-за этого их считали прямыми творческими соперниками Младших Брейгелей.
Особой гордостью в коллекции Валерии и Константина являются произведения фламандских и голландских натюрмортистов. Отдельное внимание стоит уделить картинам раннего этапа в развитии этого жанра. Они стали предметом повышенного интереса специалистов и широкого круга зрителей довольно поздно, после Второй мировой войны. По этой причине многие работы художников той эпохи за редчайшими исключениями до сих пор отсутствуют в музеях России.
Образцы жанра в творческом наследии Старшего и Младшего Янов Брейгелей, а также Исаака Соро, Амброзиуса Босхарта Младшего и Балтасара ван дер Аста в значительной степени восполняют этот пробел. Вместе с тем они великолепно демонстрируют основные этапы развития фламандского и голландского натюрморта. Для специалистов и широкого круга любителей полотна дают возможность увидеть в сопоставлении все нюансы не только общности композиционной типологии, но и тончайшие отличия индивидуального живописного почерка их авторов.
Профессор, доктор искусствоведения, куратор выставки Вадим Садков отметил, что в пространстве выставки картины, которые в повседневной жизни украшают дома, обретают «строгий, логически выверенный музейный облик».
«Шумная многоголосица живописного языка их авторов получила стройную оркестровку, а общий качественный уровень и художественное разнообразие представленных произведений оказались вполне сопоставимы с экспозициями многих ведущих музеев Европы и Америки», — отметил Садков.
Профессор добавил, что тематическая выставка первоклассных картин, которые обычно хранят в частном собрании, труднодоступном для широкого зрителя, «превосходно характеризует весь спектр и индивидуальные особенности внутреннего развития и последующей трансформации брейгелевской традиции в живописи Фландрии и Голландии на протяжении XVII века». Он напомнил, что на сегодняшний день одной из самых печальных страниц в истории отечественной культуры считают массовые распродажи художественных ценностей в начале 1930-х годов.
«В результате подавляющее большинство шедевров, как известно, оказалось в музеях США, Португалии и Нидерландов. Сейчас этот процесс стал на наших глазах обретать ярко выраженную обратную направленность. Частная коллекция, любовно и со вкусом за сравнительно короткий срок собранная москвичами Валерией и Константином Мауергауз, — показательный и впечатляющий тому пример», — подчеркнул он.
Генеральный директор музея «Новый Иерусалим» Василий Кузнецов подчеркнул, что творчество старых мастеров никогда еще столь обширно не представлялось в заведении.
Масштаб выставки поражает. Экспонаты расположили на площади 650 квадратных метров. В рамках культурного события планируют провести образовательные мероприятия онлайн и офлайн, лекции и экскурсии. К вернисажу будет представлен каталог выставки. Этим масштабным проектом музей завершает празднование своего 100-летнего юбилея.