СМИ: ФАС выступила за реформирование тарифов на плацкарт
Тарифы на билеты в плацкартные и общие вагоны предложили пересмотреть. ФАС считает, что выделять субсидии на такие перевозки не нужно. Взамен этому надо определить ряд «социально значимых направлений». Они будут получать от государства 8,5 миллиарда в год.
О возможных изменениях в сфере железнодорожных перевозок руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев рассказал в письме курирующему отрасль вице-премьеру Максиму Акимову. Об этом сообщил «Коммерсант».
Обращение Артемьева было направлено еще в начале июня. В нем говорилось, что существующая в настоящее время модель не работает: цены в сегменте определяются без оглядки на спрос, а пассажирооборот с 2010 года снижается.
Глава ФАС добавил, что разница между «экономически обоснованными» и «фактическими» тарифами компенсируется за счет бюджетных субсидий. А потребность в последних растет из-за того, что пассажирооборот постоянно падает.
По словам Артемьева, конкуренцию ФПК в доступных по своим ценам перевозкам на расстояние от 500 до двух тысяч километров составляют автобусы и лоукостер «Победа». Кроме того, в период низкого спроса с плацкартом конкурируют купе, билеты в которые продаются по сниженным ценам.
«Качество услуг в плацкартах и состояние обычных поездов не соответствуют ожиданиям пассажиров даже в low-cost-сегменте», — заметил руководитель ФАС.
По этой причине в ведомстве предложили по-новому взглянуть на образование тарифов. Цены, полагают в ФАС, нужно регулировать только на маршрутах, обладающих социальной значимостью. Привязывать их к типу вагонов или поездов не стоит.
Субсидии в размере 8,5 миллиарда рублей служба предложила закрепить в качестве долгосрочных и безусловных. В сегменте плацкартных и общих мест, отметили в ведомстве, следует провести дерегуляцию с учетом вычета направлений, признанных социально значимыми. Подвижной состав в «low-cost-сегменте» следует обновить как можно скорее, а инвестиции для таких целей — увеличить.
В ФАС не стали комментировать ситуацию. На запрос издания не ответили и в аппарате вице-премьера Максима Акимова. Предложение ведомства в Минтрансе оценили как требующее детальной проработки и заметили, что поддерживают совершенствование государственного регулирования пассажирских перевозок. Представители ФПК не предоставили своей оценки возможным изменениям.
В настоящее время цены на места в плацкартных вагонах регулирует ФАС. Ниже экономически обоснованного уровня они устанавливаются по социально-политическим мотивам. ФПК определяет стоимость проезда в купе, СВ и вагонах класса люкс самостоятельно с 2011 года.