В поисках истины: почему фейки оказываются быстрее правды?
Политтехнолог Харисов: фейки часто построены на провокации
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMS9waG90by0yMDI1LTExLTEyLTE3LTQ4LTExLmpwZw.webp?w=1920)
Продуманная механика манипуляций привела к тому, что скорость распространения недостоверной информации превышает правдивые новости в шесть раз. Медиа- и политтехнолог Рамиль Харисов объяснил Telegram-каналу 360.ru, почему люди подпадают под действие иллюзии достоверности.
Он подчеркнул, что под фейком понимают сконструированное сообщение, в котором используют элементы правды для маскировки.
«Если в тексте есть знакомое имя, реальная дата, узнаваемое место — мы подсознательно думаем, что информация проверена. Соцсети усиливают этот эффект: их алгоритмы оценивают не правдивость, а вовлеченность. Фейк часто построен на провокации, поэтому получает больше взаимодействий», — сказал он.
В качестве оружия создатели фейковых новостей используют визуал: люди запоминают поданную таким образом информацию гораздо лучше, чем текстовую — 80% против 20%.
«Дипфейк-видео смотрится убедительнее статьи, а фото, вырванное из контекста, воспринимается как доказательство. Противостоять этому можно системой проверки: оценивайте источник, используйте обратный поиск изображений, ищите первоисточники. Если серьезные СМИ об этом не сообщали — это сигнал к осторожности», — добавил Харисов.
Он подчеркнул, что медиаграмотность должна стать навыком, который преподают с начальной школы. Люди должны понимать, как устроена информационная среда, какие технологии используют для манипуляции и как работают алгоритмы.