В Белоруссии снова казнили человека. Когда страна откажется от высшей меры наказания?
В Белоруссии привели в исполнение очередной смертный приговор. Мужчину казнили за убийство трех человек. На очереди — сообщник молодого человека по этому же делу. Так Белоруссия остается единственной страной в Европе и СНГ, которая использует такую меру наказания. Откуда в гуманном регионе негуманные методы борьбы с преступностью, и когда мир откажется от системы «око за око», — в материале «360».
Высшая мера
В Белоруссии казнили человека. Исключительную меру наказания применили в отношении 44-летнего Александра Жильникова. Его осудили за убийство трех человек. Об этом сообщил правозащитный центр «Весна».
Жертвами преступника стали парень и девушка. В декабре 2015 года он расправился с парой за символическую сумму в два миллиона белорусских рублей (около шести тысяч российских рублей). Заказчицей оказалась жительница Минска — она хотела вернуть бывшего парня, устранив соперницу.
Женщина договорилась с Александром Жильниковым и Вячеславом Сухарко о том, что те «отправят» нынешнюю возлюбленную молодого человека в больницу. Преступники выпили перед «делом» и направились в квартиру пары. В итоге — убили обоих. За день до случившегося мужчины также расправились с другим молодым человеком. Тот хранил дома десять тысяч долларов.
Вячеслав Сухарко — подельник Жильникова — на суде полностью признал вину. Сейчас он ожидает своей очереди в камере смертников. Сам Жильников перед казнью обвинил во всем соучастника.
Два года назад напарников приговорили к пожизненному заключению. Однако Верховный суд отправил дело на пересмотр и назначил им казнь. Женщину-заказчицу приговорили к 12 годам лишения свободы.
Страна смертников
Белоруссия — единственная страна в Европе и СНГ, которая до сих пор применяет смертную казнь. За почти 30 лет к высшей мере наказания там приговорили 400 человек. Правозащитники давно призывают Минск отказаться от высшей меры. Почему же ситуация не меняется?
Одна из причин — это разница в менталитете, полагает политолог из Германии Александр Рар. Власти Белоруссии предпочитают учитывать в первую очередь мнение населения, а не только мораль других стран.
Именно общественным запросом на такую меру наказания можно объяснить наличие смертной казни в других государствах. Белоруссия — не единственное государство, применяющее казнь за преступления. Политолог уверен, что в каких-то государствах этот вид наказания все же будет оставаться.
Собеседник «360» привел в пример Китай, Саудовскую Аравию и Иран. Кроме того, применяется высшая мера и в некоторых странах Юго-Восточной Азии — например, за наркотики.
«Европейский гуманизм прекрасен. Я двумя руками за него. Но в мире есть и другие примеры. Пока США как лидер Запада все еще казнит людей, трудно такой стране, как Белоруссия тыкать в нос этим нарушением прав человека», — заявил Рар «360».
Вопрос гуманности
Вопрос гуманного наказания — сложен и щекотлив, считает правозащитник Александр Ионов. В разговоре с «360» он отметил, что общался с осужденными пожизненно. Гуманнее ли это, чем казнь? Заключенные так не считают.
Негуманность смертной казни в том, что после нее ничего нельзя изменить. Правозащитник рассказал, что были и случаи в США, когда заменяли смертную казнь на пожизненное, благодаря адвокатам. Было и два эпизода, когда людей отпускали за недоказанностью улик. А если бы по отношению к ним применили высшую меру наказания, ситуацию было бы невозможно исправить.
Есть и другая крайность, напоминает Рар. Это излишне гуманные наказания для осужденных за особо тяжкие дела.
«Начинаешь задумываться о справедливости системы, когда убивший 77 человек норвежский националист Андерс Брейвик получает 21 год заключения в тюрьме с возможностью неограниченного продления срока вместо смертной казни», — отметил политолог.
Брейвик уже отсидел внушительную часть срока, по окончании которого, скорее всего, выйдет на свободу.
Отменят ли казнь в Белоруссии?
По мнению Ионова, рассчитывать на запрет смертной казни в Белоруссии можно только в случае смены власти. И только если Белоруссия станет более интегрирована в европейское правовое пространство. Тогда с точки зрения законодательства она станет ближе и к России, уверен правозащитник.
Наличие смертной казни в Белоруссии говорит о том, что людям, которые готовы преступить закон, может не поздоровиться. Ведь есть еще вещи связанные с халатностью, коррупцией, это не только убийцы. Так считает Ионов.
Число казней во всем мире за прошедший год сократилось почти на треть. Это наименьшее количество случае высшей меры за последнее десятилетие. Такую информацию опубликовали Amnesty International в докладе о применении смертной казни в 2018 году. Если в 2017 году в мире зафиксировано 993 казни, то в прошлом 2018 году их было уже 690.
В статистику включили данные об известных казнях по всему миру, кроме Китая. Там информация о таких приговорах является государственной тайной.
Число казней в Иране, где смертная казнь применяется довольно часто, уменьшилось на невероятные 50% после изменений в закон о борьбе с наркотиками. Сократилось число подобных приговоров и в Ираке, Пакистане, Сомали.
При этом возобновились смертные казни в Таиланде, а Шри-Ланка угрожала последовать его примеру. В некоторых странах число казней выросло, среди них: Япония, Сингапур, США, Южный Судан и обсуждаемая сегодня Белоруссия.