Революция в политическом пиаре. Как Зеленский и Порошенко превратили выборы в «украинский голливуд»
Еще никогда кино и политика не были так близки, как перед вторым туром выборов на Украине. Они стали уникальной возможностью увидеть «голливудизацию» избирательных кампаний. Ролики кандидатов все больше напоминают анонсы культовых фильмов, а «деБатл» Порошенко и Зеленского превратился в шоу на стадионе с фанатами, анонсами, роликами и даже собственным трейлером. Сможет ли народ сделать адекватный выбор в таких условиях — в материале «360».
«Битва, которая войдет в историю»
Нагнетающая музыка, самолеты, дорогие костюмы, камеры и свет, также финальный слоган: «Битва, которая войдет в историю!». Это не анонс голливудского блокбастера, а всего лишь трейлер финальных дебатов Петра Порошенко и Владимира Зеленского.
Хотя, учитывая всеобщее ожидание, напряжение и ажиотаж, дебаты оставили позади многие киношедевры.
Что это, шутка на тему выборов, чтобы словить хайп — или выход политической пропаганды на новый уровень? С этим еще предстоит разобраться. Но пока похоже, что Украина задала новую планку для мировых политтехнологов, а также — кинорежиссеров, сценаристов, и других сотрудников индустрии кино. Шоу-бизнес и политика всегда были рядом — теперь же они полностью переплелись.
Сами же дебаты народ окрестил «деБатлом», чтобы подчеркнуть сходство с битвой рэперов. К тому же кандидаты на этот раз выбрали главный киевский стадион вместо привычной студии.
В национальном спортивном комплексе «Олимпийский» выступали такие звезды, как Madonna, RHCP, Шакира, Depeche Mode, а теперь в их рядах — Порошенко и Зеленский.
Билеты зрители раскупили примерно за сутки, сообщили на сайте debaty2019.org.ua. Масштаб тоже впечатлили: по информации МВД Украины, на дебатах ожидалось около 60 тысяч человек, безопасность обеспечивали 10 тысяч правоохранителей. Команда Зеленского подготовила фан-зону около сцены для свободного доступа всех желающих.
Политический Голливуд
Предвыборные ролики, как и политический плакат, сами по себе давно превратились в отдельный жанр политпропаганды. Но если раньше это был просто ролик, то сейчас это — снятый по всем принципам голливудского кино продукт. Доктор политических наук Дэниел Уорнер заявил «360», что «избиратель любит глазами».
Успешный политик сейчас обязан быть хорошим актером, считает эксперт. Потенциальные президенты «играют себя» в роликах, а для убедительности — не стесняются в выражениях. Так, одно из видео Зеленского начинается со слов «быдло» и «хохлы».
Порошенко не отстает. Один из последних роликов действующего президента появился в его Facebook в ночь на 19 апреля, накануне дня дебатов. В видео политик обратился к украинцам, главным образом — к тем, которые в первом туре голосовали за его конкурента Владимира Зеленского.
Именно поэтому, по словам Порошенко, он выбрал в качестве площадки для высказывания интернет. Ведь электорат конкурента — молодежь: 57% его избирателей — это люди в возрасте 18-40 лет.
Порошенко попытался и говорить на языке молодежи, правда, попытки оказались неуклюжими, и в интернете его подняли на смех. Так, своих читателей в Facebook он назвал «френдами», а в своем телеграм-канале вот так обратился к своим сторонникам.
По словам президента, теперь он понял, что слишком мало времени уделял беседам с народом. Поэтому сейчас пытается достучаться до электората всеми средствами. Пока получается не очень.
«Музыку заказывает комик!»
Порошенко, действительно, пришлось «догонять» явно более успешную предвыборную кампанию Зеленского, прибегая к методам конкурента. Действующий президент также начал записывать качественное видео, пафосу которого позавидуют трелейры блокбастеров.
«Использую методы оппонента, и, возможно, даже выгляжу необычно. Но я этого не боюсь, если так вы меня услышите. Я не сдаюсь и не сдамся. Я буду бороться за Украину как президент, как кандидат, как гражданин», — признал Порошенко в своем ролике.
Порошенко пришлось принять правила игры от безысходности, уверен политолог из Германии Александр Рар. Слишком много людей проголосовали за актера в первом туре: Владимира Зеленского поддержали 30,24% избирателей, а действующего главу государства всего 15,95%.
По словам Рара, это профессиональная избирательная кампания умных политтехнологов, которые придумали что-то новое. «В интернете люди говорят — наверное, лучше не будет, но хоть посмеемся до слез!», — отметил политолог.
Примечательно. что эти «голливудские технологии» появились на Украине, а не в США или Европе, откуда чаще всего кандидаты приглашают профессиональных политических консультантов.
«В закостенелой Западной Европе, где выборы проходят 70 лет по одной и той же схеме, такое, конечно, невозможно», — заявил собеседник «360».
«Самая действенная форма»
А на Украине «новое» должно было появиться обязательно. В этом уверен продюсер и руководитель студии в Нью-Джерси Андрей Лушин. В разговоре с «360» он заявил, что на Украине сейчас можно наблюдать самую действенную форму предвыборной кампании — когда нет разграничения между шоу-бизнесом и политикой.
По словам Лушина, кандидаты в президенты Украины сейчас действуют «в лучших традициях японской дипломатии конца 19-го — начала 20-го веков». Политики не обещают ничего конкретного, все фразы размыты.
«Вроде бы понятно, но повторить уже не можешь, что там тебе наобещали», — отметил Лушин. Это хорошо демонстрирует один из роликов Зеленксого, где кандидат по сути говорит всего одну фразу: «Я готов».
«Зеленского возненавидят к сентябрю»
Судя по количеству проголосовавших за Зеленского, украинцам понравился его формат общения с электоратом настолько, что они забыли об отсутствии у этого кандидата политического опыта.
Владимир Зеленский не является компетентным в ключевых вопросах. Об этом в разговоре с «360» заявил украинский политолог Максим Яли.
Делая выбор на основе красивой картинки в ролике народ демонстрирует безотчетность своих действий, не задумываясь о грядущих рисках. «Очень грустно за этим наблюдать», — резюмировал политолог.
Собеседник «360» убежден, что избиратели не отделяют самого зеленского от образа его героя из сериала «Слуга народа» — учителя Василия Голобородько, ставшего президентом благодаря случайности.
За красивые ролики «Оскара» можно дать обоим кандидатам. Но что будет после победы на выборах? По словам Яли, народ склонен переходить от обожания к ненависти очень быстро: «Что и может произойти в случае с Зеленским примерно в сентябре, если он не справится с ожиданиями, а их довольно много», — отметил политолог.