«Расколол душу» и не поплатится. «Проект Волан-де-Морт» не уничтожит Facebook

Мессенджер Snapchat предоставил досье о методах Facebook в борьбе с конкурентами под названием «Проект Волан-де-Морт». Речь идет о стартапах, которые соцсеть могла либо покупать, либо — красть их технологии. Теперь документ может сыграть важную роль в антимонопольном расследовании властей США против Facebook. Экс-подрядчик соцсети Сохраб Гайрат рассказал «360», как именно Fасеbоok обходился с конкурентами и что ему за это будет.

По данным источников The Wall Street Journal, Snapchat уже передал всю информацию Федеральной торговой комиссии США. Она ведет антимонопольное разбирательство в отношении Facebook.

В документе приводятся примеры методов Facebook против Instagram. Так, соцсеть Цукерберга не позволяла фото и видео из Snapchat появляться в трендах и блокировала поиск по хэштегу #snapchat. Это лишь один пример того, каким образом Facebook препятствовала развитию стартапа.

В итоге методы Facebook сравнили с деятельностью главного злодея из саги о Гарри Поттере — Волан-де-Морта, который вложил части своей души в предметы, обеспечив таким образом себе бессмертие.

Противостояние между Snapchat и Facebook длится уже около пяти лет, рассказал «360» специалист по IT-безопасности Сохраб Гайрат. Он сомневается, что расследование поможет привлечь Facebook к ответственности, даже если его приобщат к антимонопольному делу.

«Невозможно доказать, что Facebook не выводил в тренды какое-то видео», — заявил Гайрат. — Но даже если это так, то в таких действиях нет ничего криминального». Например, в политике рекламы соцсети «ВКонтакте» прописано, что компания может не допускать к ней своих конкурентов. Это защита интересов и здоровая конкуренция.

«Это частная компания, и она имеет право внутри своей системы бороться с конкурентами», — считает собеседник «360».

У Facebook есть инструменты, которые анализируют контент, публикуемый внутри его продукции. Нет ничего удивительно в том, что это также используется для предотвращения популяризации конкурентных продуктов.

Собеседник «360» лично сталкивался с такой модерацией компании. В 2014–2015 годах он развивал свою социальную сеть в Средней Азии. Трафик набирался хороший, а в Иране, где Facebook запрещен, соцсеть и вовсе была лидером.

«Facebook пытался убирать и не показывать наш популярный контент. Он отказывал нам в создании таргетированной рекламы, аргументируя это политикой внутри Facebook. Это нормальная тактика», — уверен Гайрат.

Эксперт подчеркивает, что единственный способ для Snapchat выдержать конкуренцию — это улучшить собственную продукцию, добавить более интерактивные функции внутри платформы. Доклады и жалобы не помогут.

Не купить — так украсть

Другой вопрос — это отсутствие защиты интеллектуальной собственности в интернете. Facebook не просто ведет деятельность как монополист, но и заимствует идеи малых платформ. Так, компания несколько раз безуспешно пыталась выкупить Snapchat. Когда это не удалось сделать, Facebook выкупил Instagram и добавил туда «сториз». То есть создал аналог Snapchat.

Проблема в том, что у Fасеbook нет ничего, что он создал бы сам, пояснил Гайрат. По его мнению, в Антимонопольной службе США есть лазейка, которая не дает регулировать интеллектуальную собственность внутри интернет-рынка. Facebook этим удачно пользуется. Все, что у него есть, взято у «мелких рыбешек».

Впрочем, надежда на улучшения появилась после того, как Facebook заплатил огромный штраф Антимонопольной службе США за то, что хотел влиться в финансовый рынок. Возможно, регуляторы станут обращать больше внимания на подобные случаи, и Facebook придется ответить за свои действия.

    Пока ничего не найдено

    Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте