Пять противоречивых фактов о "Титанике"
-
1 сентября 1985 года были найдены обломки затонувшего лайнера "Титаник". С тех пор со дна Атлантического океана в 325 милях (около 520 километров) от канадского острова Ньюфаундленд достали около пяти тысяч артефактов, принадлежавших эпохе начала XX века. Всего к обломкам на глубину 3750 метров было совершено 17 экспедиций. Самым крупным артефактом "Титаника", поднятым на поверхность, стал 17-тонный кусок обшивки.
Легендарный лайнер затонул 15 апреля 1912 года. Столь позднее обнаружение его останков объясняется двумя мировыми войнами. Человечество оправилось от потрясений лишь в 1950-е годы, тогда интерес к "Титанику" возрос с новой силой.
Трагедия "Титаника" за век обросла множеством тайн и неожиданных подробностей. "360 Подмосковье" составил список самых необычных и занимательных фактов о лайнере-гиганте.
Не такой уж непотопляемый
Фото: Public domain
Существует предположение, что до крушения определение "непотопляемый" было накрепко связано с "Титаником". Это еще больше подчеркнуло трагизм произошедшего. Впервые "Титаник" назвали непотопляемым в журнале "Шипбилдер" в связи с реализованной в лайнере технологией двойного дна, которая должна была препятствовать потоплению при пробоине.
Но BBC в материале, выпущенном к 100-летию крушения, опровергает данную информацию. Исследователь Лондонского королевского колледжа Ричард Хоуэллс отметил, что неверно утверждать, будто о непотопляемости "Титаника" знали все. На самом деле лайнер не представлял большого интереса, так как все лавры достались "Олимпику", прошедшему тот же маршрут от Саутгемптона до Нью-Йорка еще в 1911 году.
На самом деле о непотопляемости "Титаника" заговорили лишь после его крушения. Косвенно подтверждает данное утверждение тот факт, что сохранилось очень мало видеоматериалов о "Титанике": все кадры хроники, используемые в фильмах о нем, брались из материалов об "Олимпике".
Не все спасшиеся оценили свое везение
Фото: Public domain
Казалось бы, все избежавшие смерти в ледяных водах Атлантического океана должны были радоваться своей участи. Но не все так однозначно в случае с сотрудником Министерства транспорта Японии Хосоно Масабуми.
Сорокалетний служащий возвращался домой из Российской империи через Европу и Америку. На "Титанике" он плыл вторым классом. В момент, когда в ночь на 15 апреля Масабуми разбудил стюард, спасательных шлюпок в его классе уже не осталось. Все же японцу удалось спастись, и он был доставлен из Нью-Йорка, где приобрел известность за свое счастливое спасение, в Токио.
Но на родине его встретила совсем другая реакция: многие сочли, что для Хосоно Масабуми было бы достойней погибнуть, ведь на шлюпки пускали только женщин и детей. Даже появились слухи, что служащий Министерства транспорта переоделся в женское платье ради спасения. На какое-то время японца даже лишили должности, но потом решили не поддаваться слухам. После смерти отца сыновья Масабуми не раз пытались реабилитировать его в глазах общественности.
Тысяча и один способ поднять "Титаник"
Фото: Public domain
Идея поднять обломки лайнера на поверхность возникла сразу после крушения. В первую очередь о такой необходимости заявили богатые родственники погибших. Но в 1912 году не существовало необходимых технологий. В 1950-е, когда интерес к затонувшему лайнеру-гиганту возродился, предлагались самые невообразимые способы поднять обломки со дна океана.
Уже в 1966 году гражданский активист Дуглас Уолли с полной серьезностью рассматривал возможность обложить корпус "Титаника" пластиковыми контейнерами и пропустить через них электрический ток. Образовавшиеся газы вытолкнули был лайнер на поверхность, утверждал Уолли.
Позднее, в 1970-1980-х годах, ученые и общественные деятели, казалось, соревновались в оригинальности предлагаемых методов. Так, "Титаник" хотели заморозить, чтобы он выплыл на поверхность, наполнить мячиками для пинг-понга и даже 180 тысячами тонн жидкого воска.
Загадочная труба
Фото: Public domain
"Титаник" был, бесспорно, необычным судном в плане технологической оснащенности. Список его рекордов от мощностей двигателей до водоизмещения и шикарных интерьеров чрезвычайно длинен. Но в череде технических совершенств удивляет одна деталь - загадочная четвертая труба.
Существует мнение, что она несла чисто декоративную функцию. Способствовал этой гипотезе тот факт, что на фотографиях "Титаника" из этой трубы не так шел дым, как из остальных трех.
Вероятнее всего, четвертая труба служила вытяжкой для многочисленных кухонь лайнера и курительного салона первого класса, в то время как остальные три выводили дым из котлов.
Горький опыт не научил
Фото: Public domain
Хотя трагедия "Титаника" воспринимается как результат излишних амбиций человека, кого-то горький опыт затонувшего лайнера ничуть не смутил. В апреле 2012 года австралийский миллиардер Клайв Палмер заявил о намерении построить точную копию "Титаника". Предполагается, что судно спустят на воду в 2018 году.
"Титаник II" совершит тот же маршрут, что и неудачливый предшественник - от Саутгемптона (Великобритания) в Нью-Йорк (США). Что самое удивительное, желание приобрести билеты на первый рейс изъявили 40 тысяч человек. Быть может, их привлекла возможность провести круиз в историческом костюме начала XX века. Новый "Титаник" строится в Китае, он будет больше и шире предшественника, а вместо угольных котлов на судне будут использоваться дизельные установки.