Три Новых года на Руси: как праздновали до Петра I и почему все изменилось

Bahnmueller
Фото: Bahnmueller/www.globallookpress.com

Когда-то на Руси Новый год отмечали зимой, весной и даже летом — и у каждой даты были свои резоны. Однако 20 декабря 1699-го Петр I перевел Россию на новое летоисчисление, а празднования начала очередного года назначил на 1 января. Такой выбор царя-реформатора был сделан не просто так.

Новогодний календарь

Примерно в 2000 году до нашей эры жители Вавилона и окрестностей пользовались лунно-солнечным календарем, и их Новый год приходился на нынешнее мартовское равноденствие. Древние египтяне предпочитали устраивать праздник в середине июля, эллины выбрали летнее солнцестояние, а римляне вообще «забили» для торжеств два первых зимних месяца.

Порядок в 46 году до нашей эры навел Юлий Цезарь — он установил началом года 1 января. Правда, в некоторых провинциях немного подтормаживали и сбивались то на август, то на сентябрь. Однако довольно скоро Римская империя, а потом и весь западный мир стали отмечать новогодние праздники как положено. Буквально вот до сих пор.

Интересно

Календарь, который ввел император Юлий Цезарь, сегодня называют юлианским. Январь был посвящен двуликому римскому богу времени, дверей и ворот Янусу, так что 1 января стало символической «дверью в год».

Папа римский Григорий XIII в 1582 году повторил подвиг Цезаря и ввел новое летоисчисление, благодаря которому после четверга 4 октября сразу настала пятница 15 октября. Однако дату начала года понтифик оставил прежней. Поначалу новинка держалась только в католических странах и они откровенно задирали нос — их новогодние праздники наступали скорее.

Быть в отстающих никому не хотелось, так что всего-то за пять веков на григорианское летоисчисление перешли почти все страны мира: всем хотелось отпраздновать Новый год поскорее. Однако то по большей части история западного мира. Славяне же в этом вопросе держались особняком.

Папа римский Григорий XIII
Фото: Папа римский Григорий XIII/Публичное достояние

Новый год на Руси

Считается, что «первый день во году» на Руси приходился на зимний солнцеворот, то есть примерно на 22-25 декабря. Все логично: световой день начинал расти, росла и надежда пережить зиму (пусть и не всем). Часть народа предпочитала день весеннего равноденствия в конце марта, что тоже было кстати: природа оживала, снега таяли, а злых духов гоняли ветками с первыми почками.

После Крещения Руси в 988 году начало года установили 1 марта и связали со стартом земледельческих работ. Следующую передвижку провели в 1348-м по инициативе православной церкви и приурочили к началу богослужебного года, которое приходилось на 1 сентября. В 1492 году указом царя Ивана III этот день закрепили окончательно.

Иван III, портрет из «Царского титулярника», 1672 год
Фото: Иван III, портрет из «Царского титулярника», 1672 год/Публичное достояние

Чтобы народ не противился переменам, в первый день нового года устраивали пышное празднование. Под звон колоколов Ивана Великого на Соборную площадь Московского Кремля выходили царь и духовенство. Знать занимала первые ряды среди зрителей, за ними стояли военные и иностранцы, а уж потом прочие чины «не в золото одетые».

После праздничной службы все поздравляли друг друга с Новым годом и расходились кто куда. Царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь, бояре шли по домам, а народ растекался по ярмаркам, устраивал гуляния и вообще веселился как мог.

Шествие по территории Московского Кремля возле колокольни Ивана Великого
Фото: Шествие по территории Московского Кремля возле колокольни Ивана Великого/Публичное достояние

Поморы против Петра

Так все и было, пока однажды в декабре Петр I не опубликовал указ, в котором 7208 год по российскому летоисчислению стал 1699-м. Приближающийся 1700 год приказано было встречать 1 января, да еще с украшениями «от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых», жечь «огненные потехи», палить в воздух и поздравлять друг друга. Очень уж реформатор хотел идти в ногу с Европой.

Послушались монарха далеко не все. Ранее были язычники, которые не сдвинули свой личный Новый год и продолжали его отмечать кто как привык. Жили такие смельчаки, как правило, далеко от столицы. Пока до них царские соглядатаи доскачут, в традициях разберутся, сто лет пройдет.

Поморы, например, и до и после петровского указа праздновали Новолетие 14 сентября. Причем эта традиция сохранилась до наших дней и сегодня к Северной Двине съезжается немало народа, чтобы посмотреть на шествие лоцманов и факельщиков, как пускают по воде зажженный маяк, который показывает дорогу домой всем заплутавшим морякам.

Царь всея Руси, первый император Всероссийский Петр I. Russian Look
Фото: Царь всея Руси, первый император Всероссийский Петр I. Russian Look/www.globallookpress.com

Старый Новый год и другие

Петр Алексеевич отчего-то перетянул Россию лишь на юлианский календарь, который уже тогда сдавал позиции григорианскому. Следующие отечественные монархи так и не решились на продолжение реформ, так что «дикие русские» пусть и праздновали широко и душевно Рождество и Новый год, но позднее большинства стран.

Исправить эту деталь взялись большевики: после революции молодой Советский Союз без труда сменил календарь. Сразу же нашлись люди, которые захотели сохранить память о временах монархии. Они продолжали отмечать Новый год с отставанием на 13 дней — с 13 на 14 января. Делали это, разумеется, тайно, чтоб не ранить чувства новой власти.

Konstantin Kokoshkin
Фото: Konstantin Kokoshkin/www.globallookpress.com

Удивительно, но этот старый Новый год, как прозвали его в народе, быстро стал популярен даже у тех, кто и близко не застал монархию. Это стало веселой игрой, возможностью продлить новогоднее чудо, поводом вновь собраться за накрытым столом и бутылкой «Советского шампанского». Так неофициальный праздник «зайцем» доехал аж до нынешнего XXI века.

Кстати, в СССР отмечали старый Новый год уже в рабочие дни — тогда не было приятной вереницы беззаботных каникул и выходным считали только 1 января, а 2-го уже нужно было идти на работу.

Сегодня в России можно отметить немало новогодних праздников. Про поморов мы уже говорили. В Якутии с 10 по 25 июня камлают шаманы на Ысыах, в Магадане в день летнего солнцестояния водят хоровод на Хэбденек. Осенью евреи трубят в бараний рог на Рош ха-Шана, в феврале Цаган Сар у калмыков, 7 января Вожодыр в Удмуртии. И это еще далеко не весь перечень!

Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте